Аристотель его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся

Файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

 

Факультет дополнительного  профессионального образования

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:  Аристотель его вклад в развитие политической мысли

 

 

по дисциплине Политология 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

УП бз - 12 – 2 К.Ю. Суворова

Проверил:

 

 

 

Чита 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля

формировались и развивались в  рамках тогда еще единой, всеохватывающей,

нерасчлененной философской науки  как ее составная часть и поэтому  во многом

носили общий, философско-религиозный  характер. Само государство-полис

рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а  его

наилучшие формы призваны были служить  общему благу и счастью всех граждан,

защите всех свободных людей. Государство  и общество тогда еще не разделялись, а

место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись

практически все и вся. Оно выступало  как «творение природы», как реализация

естественной потребности человека — существа общественного, «политического

животного» — в общении и  совместной деятельности, как высшая форма такого

общения, а задача политического  знания видилась в нахождении оптимального

устройства государства. Не случайно глубокий для своего времени анализ

различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона

и Аристотеля в развитие политической мысли. Им принадлежит и заслуга  выдвижения

идеи нахождения наилучшего государственного устройства на путях создания

смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства,

Для Платона идеальной формой государства  выступала аристократия как правление

нескольких мудрейших и старейших  философов. Поскольку государство, политика

должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе

государства должны стоять избранные  философы, обладающие подлинными знаниями

и чувством заботы об общем благе  и справедливости. Наиболее близким  реальным

примером такой формы правления  была тогда аристократическая Спарта. Вместе с

тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди

которых выделяются: тимократия — государство заслуженных воинов, составляющих

второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют

немногие богатые; и демократия — власть бедных, народа, земледельцев и

ремесленников как третьего по рангу  сословия.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым

недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль.

Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо

она связана с неуважением знания и заслут, с уравнительностью,

некомпетентностью, непредсказуемостью ит.д. Порождаемая ею тирания —

наихудшая из форм государства. По его  мнению, разгул свободы при демократии

неизбежно ведет к рабству и  тирании большинства. В то время  демократия

воплощалась в устройстве Афин. Тем  не менее в своем позднейшем произведении

«Законы» Платон признал идеальной  такую смешанную форму государства, которая

сочетает признаки монархии и демократии.

Ученик Платона Аристотель развил идеи своего учителя о формах государства. В

основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный

критерий, т.е. количество лиц, осуществляющих правление в государстве, а с

другой, качественный критерий, т.е. цели государственного правления. В итоге

формы государства подразделялись им на три «правильные» — монархия (правление

одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства),

при которых власть преследует цель достижения общего блага, и соответствующие

три «неправильные» формы — тирания, олигархия и демократия, когда  у власти

находятся те, кто правит в интересах  личной выгоды. Олигархия (власть

богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи  как

основные формы, из которых образуются другие.

Симпатии Аристотеля на стороне  политии, ибо она, как смешанная форма,

«золотая середина» сочетает в  себе преимущества других форм: добродетели  от

аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в  политии

принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить аристократическая  Спарта

и Крит. Причину смены различных  форм правления в результате переворотов

Аристотель видел в одностороннем  преувеличении места и роли тех  или иных черт

и принципов, лежавших в основе различных  государственных форм, и в связанном

с этим нарушением принципа справедливости.

Аналогичные взгляды развивал в  Древней Греций и Полибий (201—120 гг. до

н. э.), у которого политическая история представала как движение по кругу на

основе последовательной смены  шести государственных форм: монархии, тирании,

аристократии, олигархии, демократии и охлократии, т.е. власти черни, толпы.

Свой идеал он строил на основе смешения черт монархии, аристократии и

демократии, считая, что каждая из них уравновешивает другие. Примерами  такого

или близкого к нему устройства он считал те же Спарту и Крит, Карфаген и

особенно Рим, исторический путь которого он описал в сорока томах своей

“Истории”.

 

Введение 

1.Основные исследовательские  направления Аристотеля 

2.Естественнонаучные изыскания  Аристотеля 

Заключение 

Литература 

Введение

 

Актуальность темы нашего реферата объясняется неутихающим  интересом,который вызывает личность и научные изыскания Аристотеля.

Аристотель(384 - 323 до Р.Х.) - древнегреческий  философ и ученый-натуралист.Биография Аристотеля известна в самых общих чертах. Родился в селении Стагире в Халкидике,из-за чего нередко его называют Стагиритом.Отцом его был врач Никомах,который возводил свой род к мифическому богу-целителю Асклепию и был автором многих сочинений по медицине. Семнадцати лет, в 367 г. А. отправился в Афины и поступил слушателем в платоновскую Академию, а затем преподавал в ней. В 347 г. после смерти Платона наступили годы странствий.В 343 г. А. был приглашен македонским царем Филиппом воспитателем к 13-летнему Александру.После воцарения того вскоре возвратился в Афины, где основал школу,которая стала называться Лицеем, поскольку она соседствовала с храмом Аполлона Лицейского.Особенность школы состояла в форме занятий,которые проходили на открытом воздухе, во время прогулок по тенистым дорожкам Лицея.Поэтому школу А. и его последователей стали называть перипатетиками(прогуливающимися).Во второй период своего пребывания в Афинах А. написал свои важнейшие труды по философии и естествознанию.Покровительство македонского двора позволила ему собрать большую библиотеку,откуда он черпал сведения для обработки.Однако эта же близость вызвала обвинения против А., когда Афины восстали против македонских правителей.Ему пришлось бежать в Халкиду на о. Эвбея. Здесь он и умер, оставив дочь Пифию и сына Никомаха.

Цель нашего реферата –выяснить, в чем заключалась научная деятельность Аристотеля,связанная с естествознанием.

Задача –изучить и проанализировать литературу по теме нашего реферата.

1. Основные исследовательские  направления Аристотеля

 

Не все труды А. дошли  до потомков,многие произведения ему приписываются.Датировки его произведений,их подлинность и отделение авторских трудов от подражаний и обработок представляет собой крупную научную проблему.

По темам сочинения  делятся на четыре основные группы. Во-первых,это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят Категории;Об истолковании;Первая аналитика и Вторая аналитика;Топика.

Во-вторых,Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: О возникновении и уничтожении;О небе; Физика;История животных;О частях животных и посвященный человеческой природе трактат О душе. Трактата о растениях Аристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик Теофраст.

В-третьих,мы располагаем сводом текстов под названием Метафизика,представляющим собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.

В-четвертых,имеются труды по этике и политике,куда причисляют также Поэтику и Риторику.Наиболее важны сочиненная во второй период Эвдемова этика,относящаяся к последнему афинскому периоду Никомахова этика, состоящая из множества написанных в разные периоды лекций Политика,Риторика и сохранившаяся частично Поэтика.Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены и несколько трактатов на исторические темы.

Произведения Аристотеля распадаются на две группы.Во-первых, имеются популярные,или экзотерические,работы, большинство которых, вероятно,создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. В основном они были написаны еще во время пребывания в Академии.Ныне эти работы сохранились в виде фрагментов,цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия указывают на теснейшее родство с платонизмом:Эвдем, или о душе; диалог О справедливости;Политик; Софист;Менексен; Пир.Кроме того, в античности был широко известен Протрептик(греч. «побуждение»),внушавший читателю стремление заняться философией.Он был написан в подражание некоторым местам платоновского Эвтидема и послужил образцом для цицероновского Гортензия,который, как сообщает в своей Исповеди св. Августин,пробудил его духовно и, обратив к философии,изменил всю его жизнь.Сохранились также немногочисленные фрагменты популярного трактата О философии,написанного позднее, в Ассе,т.е. во второй период творчества Аристотеля.Все эти произведения написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. В античности они пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника,пишущего красноречиво и живо. Такая оценка Аристотеля практически недоступна нашему пониманию.Дело в том, что его произведения,оказавшиеся в нашем распоряжении,имеют совершенно иной характер,поскольку для всеобщего чтения они не предназначались.Эти сочинения должны были прослушивать ученики и помощники Аристотеля,первоначально небольшой их кружок в Ассе,а впоследствии– более многочисленная группа в афинском Ликее. Исторической наукой, и прежде всего исследованиями В.Йегера, выяснено,что эти труды,в той форме, в какой они дошли до нас, нельзя считать философскими или научными«трудами» в современном смысле. Разумеется,окончательно установить,как возникали эти тексты,невозможно,однако наиболее вероятной представляется следующая гипотеза.

2. Естественнонаучные  изыскания Аристотеля

 

В астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему науки. Он полагал, что Земля является центром Вселенной.Движение планет объясняется вращением окружающих Землю сфер.Внешняя сфера– сфера неподвижных звезд. Она обращается,непосредственно восходя к неподвижной первопричине,которая, будучи лишена всякой материальной потенциальности и несовершенства,полностью нематериальна и недвижима.Даже небесные тела движутся,обнаруживая этим свою материальность,но они состоят из более чистой материи, чем та, что имеется в подлунном мире.

В подлунном же мире мы обнаруживаем материальные сущности различных уровней. Во-первых,это основные элементы и их сочетания,образующие царство неживого.Ими движут исключительно внешние причины.Далее идут живые организмы,сначала растения,имеющие органически дифференцированные части, способные воздействовать друг на друга.Таким образом,растения не просто увеличиваются и порождаются внешними причинами,но растут и размножаются самостоятельно.

Животные обладают теми же растительными функциями, но они  наделены также органами чувств, позволяющими им принимать во внимание вещи окружающего  мира, стремясь к тому, что способствует их деятельности,и избегая всего вредоносного.Сложные организмы строятся на основе простых и, возможно,возникают из них в результате постепенных изменений,однако по этому вопросу Аристотель не высказывается сколько-нибудь определенно.

Высшее земное существо –человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы.Аристотель недвусмысленно заявляет, что человек –материальное существо, несомненно,являющееся частью природы.Как и во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает(человеческое тело), и определенная форма или структура,одушевляющая это тело (человеческая душа). Как и в случае любого другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на друга,но представляют собой составные части единого индивидуума,каждая из которых существует благодаря другой. Так,золото перстня и его кольцевая форма – это не две разные вещи, но одно золотое кольцо.Подобно этому человеческая душа и человеческое тело – две существенные,внутренне необходимые причины единого природного существа, человека.

Человеческая душа, т.е. форма  человека, состоит из трех соединенных  частей. Во-первых,в ней имеется растительная часть, которая позволяет человеку питаться,расти и размножаться.Животная составляющая позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места на место подобно другим животным. Наконец,первые две части увенчивает разумная часть– вершина человеческой природы, благодаря которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами,которые отличают его от всех остальных животных. Каждая часть, чтобы начать действовать,по необходимости развивает сущностные акциденции,или способности.Так, в ведении растительной души находятся различные органы и способности питания, роста и размножения;животная душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения;разумная же душа заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или волей.

Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли