Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие монополии и антимонопольной политики;
- ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
- рассмотреть конкуренцию и её государственное регулирование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольная политика государства………………………...4
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14
Приложение………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Другой важнейший элемент  в системе антимонопольного регулирования  — определение видов монополистической  деятельности, представляющих злоупотребление  хозяйствующим субъектом (или группой  лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

- нарушение установленного порядка ценообразования;

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования — совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Система антимонопольного регулирования включает также и  меры ответственности за нарушения  антимонопольного законодательства. И  России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях  предусматриваются и более строгие меры.

В экономике современных  государств всегда существуют такие  сферы, в которых сохранение и  поддержание рыночной конкуренции  не целесообразны по причине ее экономической  неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые естественные и государственные монополии.

Естественная монополия  — такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Наряду с естественными  монополиями из сферы рыночной конкуренции  могут быть исключены и иные сферы  деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер.

Таким образом, антимонопольная  политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.

Суть и смысл любой  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, рыночные отношения в РФ, как известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.

В данной работе мы рассмотрели основные причины  возникновения монополий; что собой  представляет антимонопольная политика и как её регулировать. Подводя  итоги, можно охарактеризовать антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики различных стран. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. 

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

    1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.
    2. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    3. Артемьев И. Основания антимонопольной политики государства / И. Артемьев, А. Сушкевич // Экономическая политика. - 2007. - № 4. - 246с.
    4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб.пособ./ Князева И.В. – М.: Омега – Л, 2006. – 526 с.
    5. Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция / А. Сероокая // Бизнес и закон. - 2008. - №8. - 89с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Эволюция отечественного монополизма

 

 

Конец XIX в. 1917 г.

Бурное развитие отраслей тяжелой промышленности. Поддержка  крупных предприятия со стороны  государства. Процессы концентрации производства и капитала. Преобладание монополий  в промышленности. Создание крупных  синдикатов.

1917-1929 гг.

НЭП. Активизация мелкой промышленности, производственных кооператив Создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализация крупного капитала.

1929-1956 гг.

Тотальное властное доминирование административной системы. Высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра. Централизованный государственный монополизм.

1957-1965 гг.

Децентрализация властно-хозяйственных отношений  административно-хозяйственной экономики  и создание локально-территориальных монопольных структур — совнархозов

1965-1987 гг.

Дезинтеграция функций экономического центра путем  воссоздания отраслевых министерств, определяющих и проводящих техническую  политику всех предприятий отрасли. Формирование ведомственно-корпоративных монополий

1987-1997 гг.

Перестройка экономических  отношений, диверсификация форм собственности. Создание рыночных структур, демонополизация  и развитие конкурентной среды.

С 1996 г.

Волна горизонтальных слияний, создание вертикально-интегрированных  систем. Перераспределение капитала и собственности. Рост темпов концентрации


 

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика государства