Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие монополии и антимонопольной политики;
- ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
- рассмотреть конкуренцию и её государственное регулирование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольная политика государства………………………...4
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14
Приложение………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств в городе В.Новгород»

 

 

Кафедра социально-культурных технологий

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

На тему: «Антимонопольная политика государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Грибачева В.А.

Проверил:

к.э.н., Калужин А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2012 г.

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Антимонопольная политика государства………………………...4

Заключение…………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………...14

Приложение………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность. Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.

История показала, что одним из важнейших компонентов  экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка

Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Объектом исследования является антимонопольная политика.

Предметом исследования является регулирование, становление и совершенствование  антимонопольной политики России.

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:

- рассмотреть понятие  монополии и антимонопольной  политики; 

- ознакомиться с антимонопольным  законодательством и антимонопольной  политикой в России;

- рассмотреть конкуренцию  и её государственное регулирование. 

 

 

 

 

Глава 1. Антимонопольная политика государства.

 

Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

Потребность в обеспечении  честных методов и средств  конкуренции появилась давно. С  развитием производственных отношений  возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, нацеленного на то, чтобы не допустить ограничение конкуренции и максимально использовать принцип эффективности экономики.

Другая часть, обуславливающая  необходимость проведения антимонопольной  политики и существования антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях и закрепление основных положений антимонопольного регулирования, направленного на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Эта потребность начала удовлетворяться  с возникновением особой правовой формы  государственного регулирования экономики.

Рыночная система, построение которой сейчас ведется в нашей стране, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправленное регулирование.

Основой стихийного регулирования (саморегулирования) являются объективные  экономические законы (например, закон  спроса и предложения и другие). Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества.

Поэтому саморегулирование  необходимо корректировать и дополнять  целенаправленным воздействием на экономическую  систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое влияние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является антимонопольное регулирование. Его главное назначение - стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность участников экономического процесса, посягающую на механизм конкурентной борьбы.

Итак, антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддержания конкурентных основ рыночных отношений.

Важнейшими  направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных  условиях становятся нормативное и  организационное воздействие.

Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание форм экономического порядка. В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объёмом полномочий различных организационных структур, прежде всего – антимонопольных органов - Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС России) и его территориальных управлений, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Федеральная антимонопольная  служба является федеральным 
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю 
и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных 
рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о 
рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных 
правовых актов в установленной сфере деятельности.

Федеральная антимонопольная  служба находится в ведении 
Правительства Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою 
деятельность непосредственно, а также через свои территориальные 
органы.

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы 
являются:

а) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о конкуренции  на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о рекламе.

С начала 90-х  годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области предпринимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к международным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним российским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.

Антимонопольное законодательство России формировалось в современных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.

Антимонопольное законодательство состоит из конституционных норм о конкуренции (например, ст.8,34,74 Конституции Российской Федерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства (законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых  исключениях запрещается:

1) установление, поддержание  монопольно высокой или монопольно  низкой цены товара;

2) изъятие товара из  обращения, если результатом такого  изъятия явилось повышение цены  товара;

3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора;

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками)  в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным  законом;

7) установление финансовой  организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных  условий;

9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение  установленного нормативными правовыми  актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный  закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов  акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Рыночные отношения  в РФ, как известно, находятся  на стадии становления, сталкиваясь  с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

- понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

- виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

- перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

- определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

- меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в  системе антимонопольного регулирования  экономики в каждой стране — само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Согласно Закону о конкуренции доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время  в России доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях  по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров. Но отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Информация о работе Антимонопольная политика государства