Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение антикоррупционной политики государства и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды и функции;
- изучить опыт противодействия различных коррупции государств;
- рассмотреть основные механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ…………………………….5
1.1 Понятие и виды коррупции…………………………………………………………5
1.2 Функции коррупции…………………………………………………………………..9
2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ…………………………..11
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы…………………………………………………………………….11
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации…………………………..15
3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………20
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………………...20
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..28

Файлы: 1 файл

Воробьёва-КР (434-ВЗ).doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Указом  Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет  при Президенте Российской Федерации  по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние  годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

Проведен анализ и классификация  функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам  анализа из 5634 функции признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций направлено на повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции.11

Повышение транспарентности органов  государственной власти является одним  из наиболее действенных средств  преодоления коррупции, поскольку  существенно затрудняет сокрытие коррупционных  действий.

Необходимо рассмотреть краткую  историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Российский государственный аппарат  первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами».12

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось  в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был  принят Закон РФ "О борьбе с  коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В 2001 году на парламентских слушаниях "Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области  борьбы с коррупцией" обсуждались  законопроекты "Основы антикоррупционной  политики", "О противодействии  коррупции", "О парламентском расследовании" и "О кодексе поведения государственных служащих".

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О  противодействии коррупции" дошел  лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в  области противодействия коррупции  было связано с подписанием Россией  международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при  ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая 2008 года вышли Указ Президента  Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что  по некоторым экспертным оценкам  объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1%.13

По данным «Трансперенси Интернешенл», Россия по уровню восприятия коррупции  занимает 146-153-е место из 180 стран, которые были охвачены исследованием.

Исходя из этого, в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Постоянно идет модернизация и оптимизация  законодательной базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикорупционные структуры. При этом уровень коррупции в Российской Федерации остается высоким и требуется разработка и применение современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением.

 

3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ  КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

 

Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О  противодействии коррупции", основными  направлениями противодействия  коррупции являются:

- проведение единой государственной  политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия  правоохранительных и иных государственных  органов с общественными и  парламентскими комиссиями по  вопросам противодействия коррупции,  а также с гражданами и институтами  гражданского общества;

- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и  структуры государственных органов,  создание механизмов общественного  контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей  области деятельности единой  системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

- унификация прав и ограничений,  запретов и обязанностей, установленных  для государственных служащих, а  также для лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации;

- обеспечение доступа граждан  к информации о деятельности  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов  независимости судей и невмешательства  в судебную деятельность;

- совершенствование организации  деятельности правоохранительных  и контролирующих органов по  противодействию коррупции;

- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и  объективности при размещении  заказов на поставку товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных нужд;

- устранение необоснованных запретов  и ограничений, особенно в области  экономической деятельности;

- совершенствование порядка использования  государственного и муниципального  имущества, государственных и  муниципальных ресурсов (в том  числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

- повышение уровня оплаты труда  и социальной защищенности государственных  и муниципальных служащих;

- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

- усиление контроля за решением  вопросов, содержащихся в обращениях  граждан и юридических лиц;

- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

- сокращение численности государственных  и муниципальных служащих с  одновременным привлечением на  государственную и муниципальную  службу квалифицированных специалистов;

- повышение ответственности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления  и их должностных лиц за  непринятие мер по устранению  причин коррупции;

- оптимизация и конкретизация  полномочий государственных органов  и их работников, которые должны  быть отражены в административных  и должностных регламентах.14

С точки зрения особенностей формирования антикоррупционной политики России, приоритетное направление дается развитию норм об уголовной ответственности за коррупцию и взяточничество. Для правильного решения вопросов об уголовной ответственности за должностные преступления необходимо четкое знание функциональных обязанностей должностных лиц, которые сформулированы в различных нормативно-правовых актах.

К сожалению, и работа по выявленным фактам коррупционных преступлений зачастую приводит к нулевому результату в связи с трудностями доказывания  преступного поведения и проблемами квалификации преступлений. Разница в законодательных определениях близких по смыслу, но различающихся субъектами составов коррупционных преступлений приводит на практике к тому, что одинаковые действия влекут принципиально различную оценку, что вряд ли согласуется с общей теорией квалификации преступлений.

 

3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации

 

Поскольку коррупция есть следствие  общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной  программы, но должна пронизывать все программы обновления. В этих случаях антикоррупционная программа выступает также в качестве дополнительного обоснования реализации соответствующих мер в смежных программах. Кроме того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия.

Совершенствование механизмов и разумное определение  сфер государственного присутствия  в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот  же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Приведем несколько примеров.

- переход к реальным  и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками;

- обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов;

Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в государственной службе