Взаимосвязь права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………4
II. Понятие государства и его основные признаки ……………………..7
2.1. Роль государства в политической системе общества……….9
2.2. Гражданское общество и государство ………………………11
2.3. Социальное государство……………………………………...14
III. Взаимосвязь права и государства…………………………………...16
3.1. Воздействие государства на право………………………………..
3.2. Влияние право на государство…………………………………..
3.3.Влияние государства на право………………………………..19
3.4.Влияние права на государство………………………………..22
3.3. Возникновение и развитие идеи правового государства…..25
IV. Заключение…………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая право..docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

 

Исходя  из этой позиции, некоторые отечественные  правоведы приходят к выводу, что  правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи  государства и права, так как  главное в правовом государстве  — это признание верховенства права над государством, безусловное  подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве  государственные органы и должностные  лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство —  право» есть отношение людей. И в  правовом государстве в центре этой связи находится человек в  его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства  и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

 

 

 

 

3.3. Влияние государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной  силой их осуществления. Государственная  власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права как  особо институционального образования. Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал  для достижения целей государственной  политики. Не только государство, но и  право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими  ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению  к государству самостоятельное  значение. Если и допустимо рассматривать  право в качестве инструмента  государства, то лишь с отговоркой, что  и государство   в той  же мере является инструментом по отношению  к праву.

Наиболее  ощутимое воздействие государства  на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд  ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической  теории взглядами, согласно которым  образование права рассматривается  в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

    1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
    2. В санкционировании государством норм, которые не имеют  (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
    3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе,  государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических  средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Достаточно  значимой представляется роль государства  в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует  о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и  господствующих правовых отношений. Государственное  принуждение является постоянно  существующей гарантией, которой подкрепляется  право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего  благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению  права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы  в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия  государства на право. И, прежде всего  это обусловлено регулятивным потенциалом  самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий.

 

 

 

3.2. Влияние права на государство

В специальной  литературе проблеме влияния права  на государство удалено мало внимание. Между тем государство нуждается  в праве не меньше, чем право  в государстве. Зависимость государства  от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в  его деятельности.

    1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь  права определяются место, роль, функции  частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного  характера формируют государство  как систему с развитым органическим построением. Тем самым право  создает юридические предпосылки  для эффективной работы всех звеньев  государственной машины.

    1. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

- Право  воздействует на государство  при его взаимоотношениях с  населением, отдельной личностью.  Государство воздействует на  граждан через право и в  границах правовых требований; в  свою очередь, и граждане воздействуют  на государство с помощью права.  Ценность права измеряется главным  образом тем, в какой мере  оно обеспечивает и обеспечивает  ли вообще гармоничное и прогрессивное  развитие личности и расширение  ее свободы. С этой точки  зрения ценность права если  и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой  само государство поставлено  на службу.

- Право  легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных  и принудительных мер государства.  Государственная деятельность посредством  права вводится в строгие   рамки юридических требований, приобретает  юридическую форму.

- Посредством  права определяются границы деятельности  государства, обозначаются пределы  вмешательства в частную жизнь  граждан.

- Право  закрепляет специфические интересы  наций и народностей и тем  самым воздействует на государственную  власть в ее взаимоотношениях  с нациями и народностями.

- Правовая  форма обеспечивает возможность   осуществления действенного контроля  за деятельностью государственного  аппарата и тем самым создает  юридические гарантии ответственного  поведения государства перед  населением.

- Право  выступает в современных  условиях  языком общения государства не  только с населением, но и с  другими государствами, мировым  сообществом в целом.

- Право  (и только оно) является основным  средством легитимации государственного  принуждения. Право определяет  основания, пределы и формы  государственного принуждения.

Итак, государство  как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового  государства) как раз исходит  из того, что право в интересах  личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает  мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право  выступает как сила, способная  подчинить государство. Образно  говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

В современных  условиях связывающая роль права  в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая  закономерность: чем точнее право  отражает объективные потребности  общественного развития, тем в  большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется  результативно и исключительно  в интересах общества и отдельной  личности. Только будучи связанным  с правом, государство может действовать  свободно, а значит, соответствует  своему историческому предназначению.

 

 

3.3. Возникновение и развитие  идеи правового государства.

Правовое  государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители  античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Информация о работе Взаимосвязь права и государства