Взаимосвязь общества, государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что отправной пункт анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы. Это означает, что государство в основном несет в себе все признаки и функции системы. Тем не менее государство — особый политический институт, качественно отличающийся от всех прочих социальных институтов. Его особенности выявляются в сопоставлении с другими институтами и главным образом — с гражданским обществом.
Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ….5
1.1. Роль государства в политической системе общества…......……..….8
1.2. Гражданское общество и государство ……………………….….….10
1.3. Социальное государство…………………………………..………....12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ…………………………………………………………...15
2.1.Влияние государства на право………………………...……………..16
2.2.Влияние права на государство…………………………………….....20
2.3. Возникновение и развитие идеи правового государства……….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет экономики и права

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Кафедра  ТП и ГПД

Группа  Ю-2013

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Теория государства и права

На тему: «Взаимосвязь общества, государства и права»

 

 

Студент      ________________________vberhrhtyj.

(подпись, дата)

Научный   руководитель ________________________   Цвиль В.С.

(подпись, дата)

 

 

 

Допустить к защите_________________

(подпись, дата)

 

Защищена                                                      оценка

 

«___»__________ 2014 г.                          «__________»__________________

 

 

 

Коряжма

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ….5

1.1. Роль государства в политической системе общества…......……..….8

1.2. Гражданское общество и государство ……………………….….….10

1.3. Социальное государство…………………………………..………....12

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ…………………………………………………………...15

2.1.Влияние государства на право………………………...……………..16

2.2.Влияние права на государство…………………………………….....20

   2.3. Возникновение и развитие идеи правового государства……….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что отправной пункт анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы. Это означает, что государство в основном несет в себе все признаки и функции системы. Тем не менее государство — особый политический институт, качественно отличающийся от всех прочих социальных институтов. Его особенности выявляются в сопоставлении с другими институтами и главным образом — с гражданским обществом.

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество – мать государства, и соответственно государство – дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран.

Так как процессы формирования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации взаимосвязаны и проходят параллельно, то весьма актуальной проблемой является формирование механизма взаимодействия институтов государства и гражданского общества. Прежде всего, речь должна идти о взаимодействии таких институтов государства, как институты законодательной и исполнительной власти, и таких институтов гражданского общества, как политические партии и общественные объединения.

Целью написания данной работы является исследование соотношения общества, государства и права.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

- дать понятие и сущность правового государства.

- проанализировать  понятие и структуру гражданского общества;

- определить  способы взаимодействия государства  и гражданского общества;

- дать общую характеристику соотношения государства и права;

Объект исследования — государство как институт политической системы

Предмет исследования - соотношение и взаимосвязь государства и права

Информационной основой исследования являются законодательные акты РФ, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере теории государства и права, публикации научных журналов, электронные ресурсы сети Интернет по исследуемой теме.

Структура и содержание работы были определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа, заключения, списка использованных источников.

Глава I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.

Государство - это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.

Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как "подданный", "гражданин", "лицо без гражданства", "иностранец". На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.1

Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация или автономизация.

Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате его захвата или гражданской войны.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением;

в) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности? Итак, на основании выше изложенного приходим к выводу, что государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.2

 

1.1. Роль государства в политической системе общества

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность  участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Информация о работе Взаимосвязь общества, государства и права