Взаимодействие государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................2
Глава 1. Понятие и признаки................................................................................4
1.1 Понятие и основные признаки государства...........................................4
1.2 Понятие и признаки права........................................................................6
Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и права......................8
2.1 Взаимодействие и соотношения государства и права..........................8
2.2 Воздействие государство на права...........................................................9
2.3 Воздействие права на государство.........................................................12
2.4 Правовое государство: основные признаки........................................14
Заключения.............................................................................................................17
Список используемой литературы.....................................................................19

Файлы: 1 файл

тгп курсач.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

III.   Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование  обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. 

IV.   Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:  

I. Право воздействует  на государство при его взаимоотношениях  с населением,                       отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

II.   Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие  рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.

III.   Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. 

IV.   Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

V.   Правовая форма обеспечивает возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. 

VI.   Право выступает в современных  условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. 

VII.   Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Итак, государство как  суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового  государства) как раз исходит  из того, что право в интересах  личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает  мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право  выступает как сила, способная  подчинить государство. Образно  говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

В современных условиях связывающая  роль права в отношении государства  усиливается. При этом наблюдается  следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности  общественного развития, тем в  большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется  результативно и исключительно  в интересах общества и отдельной  личности. Только будучи связанным  с правом, государство может действовать  свободно, а значит, соответствует  своему историческому предназначению.

 

 

                             2.4 Правовое государство: основные признаки

 

Идея правового государства  основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного правового  развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их реализации в  жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь  оптимального соотношения интересов  государства и личности. Теория правового  государства изначально закладывалась  такими мыслителями как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье  и др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они  отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками можно выделить следующее:

- верховенство закона;

- организация и функционирование  суверенной власти на принципе  разделения законодательной, исполнительной  и судебных функций;

- обеспечение взаимной  ответственности государства и  граждан.

Иные черты, которые встречаются  в литературе, являются как частные  случаи выражения этих трех основных признаков правового государства. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что  закрепляется в законах, поскольку  законы могут быть справедливыми  и несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были законы. Суть вопроса здесь  стоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом  соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать  воле большинства народа. Для реального  выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной  практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в  своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и  не в меньшей степени связанность  государства и его органов  и должностных лиц, а также  требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может быть только не принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и противовесов между ними. Ни одна  власть не должна присвоить несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции устанавливают систему  разделения властей и осуществления полномочий парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Вопрос о взаимной ответственности  государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение  роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и  свобод в таких случаях носит  формальный характер. В правовом государстве  как государство должно нести  ответственность перед личностью, так и личность должная нести  ответственность перед государством. Совершение преступлений, за которые  виновные несут ответственность  и тем самым не реализуется  должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать  гражданам нормальные условия существования  и должно нести ответственность  за выполнение обязанностей. Государство  считается правовым, если выполняются  и взаимные обязанности как государством, так и  личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует  отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство  не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую  статическую субстанцию. Правовое государство  одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции  государства обусловлены многообразием  взглядов на исторические судьбы права  и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей  социального развития и обращение  в связи с этим к историческому  опыту позволяет надеяться, что  прогностическое определение судеб  права и государства будет  удовлетворять научному подходу  и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия  назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской  теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с  построением бесклассового коммунистического  общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение  к государству и не правовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Вывод: Проблема соотношения  права и государства будет  стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что  когда-нибудь все законы будут правовыми, а государства демократичными. Но общественные    отноше- ния с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера. Общее мнение одно — право и государство развиваются.  

Признание закономерностей  их развития, а также обращение  к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного  правового  строительства.

Литература

 

1.   Алексеев С.С. Государство и право; Начальный курс,-М.., 1996

2.   Алексеев С.С. Философия права.-М..,1997

3.   Алексеев С.С. Теория государства и права.-М.,1999

4.   Архипов С.Н.  Теория права и государства.-М.,2001

5.   Вопленко Н.Н Сущность, принципы и функции права.- Волгоград,1998

6.   Лазерев  Б.М Что такое правовое государство.-М.,1990

7.   Марченко М.Н. Теория государства и права: Элементарный курс.-М.,2002

8.   Морозова Л.А. Основы государства и права, М., 2000 г.

9.   Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права,

10.  Протасо В.Н Теория права и государства.-М.,2002

11.  Сырых В.М Теория государства и права.-Былина.1998

12.  Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под. Ред В.К Бабаева.-М., Юрист. 2002

Информация о работе Взаимодействие государства и права