Взаимодействие государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................2
Глава 1. Понятие и признаки................................................................................4
1.1 Понятие и основные признаки государства...........................................4
1.2 Понятие и признаки права........................................................................6
Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и права......................8
2.1 Взаимодействие и соотношения государства и права..........................8
2.2 Воздействие государство на права...........................................................9
2.3 Воздействие права на государство.........................................................12
2.4 Правовое государство: основные признаки........................................14
Заключения.............................................................................................................17
Список используемой литературы.....................................................................19

Файлы: 1 файл

тгп курсач.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

. Право действует как  интеллектуально-волевой регулятор  поведения. Право имеет не только  специально-юридический  сугубо правовой механизм действия  но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему  содержащую информацию властного характера  которая  будучи осознана  детерминирует волю и поведение субъектов. 

Право тесно связано с  государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет  их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов  санкционирования устоявшихся обычаев  создания юридических прецедентов)  то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию. 

Право охраняется государственным  принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства). 

Признанием необходимости  государственной охраны права в  понятие права вводится понятие  правонарушения: право для того и  нужно  чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то  что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне закономерно  поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия  как «право»  к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно  так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций  под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное  объемное представление.

С учетом названных признаков  вероятно можно дать свое определение  права  право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система  призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов  согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений  а совершенствование право понимания на основе углубленного изучения свойств права.

Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и  права. 

2.1 Государство  и право в их соотношении  и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства  и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства  над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его  (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение  государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора,  исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка  зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников  отмеченных позиций и в то же время  избежать крайностей в оценке связи  государства и права.

Согласно этому подходу  связь между государством  и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет  тем самым выявить глубинные  связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что  дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства  в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально  важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего  характера связи между государством и правом позволяет исключить  интерпретацию данного вопроса  в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право,  не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере,  в какой само право ему это позволяет.

 

2.2 Воздействие государства на право

 

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права[3].

Государство опекает право, использует его потенциал для  достижения целей государственной  политики. В тоже время влияние  государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что  и государство   в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что  единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться  с имеющими распространение в  юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается  в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как конституционного  образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в право образовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в право образовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

I.   В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного право генеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.  

II.   В санкционировании государством норм, которые не имеют  (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение. 

III.   В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы  источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией  в обществе,  государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении  реализации права. Исторический опыт убедительно  свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение  является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет  государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем  самым упрочивается правопорядок, создается  режим наибольшего  благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает  участников общественных отношений  действовать по праву, исключать  противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства  на право. И, прежде всего это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его  структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий.

 

2.3 Воздействие  права на государство

Государство нуждается в  праве не меньше, чем право в  государстве. Зависимость государства  от права проявляется: во-первых, во внутренней организации государства  и во-вторых, в его деятельности[4]. 

I.   Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

II.   С помощь  права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Информация о работе Взаимодействие государства и права