Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в более глубоком изучении вопроса коррупции в государственных органах и поиск способа решения этой проблемы. Достижение основной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- узнать откуда идут корни возникновения коррупции и ее сущность;
- анализ коррупции как социального явления и его влияния на государство и общество;
- ознакомиться с международным опытом борьбы с коррупцией, а именно в странах: США, Гонконг, Италия, Сингапур, примерив опыт этих стран к России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Коррупция в органах государственной власти
6
1.1 Исторический аспект антикоррупционной деятельности
9
1.2 Социальная сущность коррупции
16
1.3 Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти

2. Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти

2.1 Предупреждение коррупции

2.2 Международный опыт борьбы с коррупцией

2.3 Антикоррупционная политика государства

Заключение…………………………………………………………………......
26
Библиографический список ………………………………………..…………
29

Файлы: 1 файл

Состояник коррупции в ОГВ.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Под контрольными полномочиями понимается полномочия, осуществляемые с целью проверки законности деятельности (в том числе порядка деятельности) субъектов права (инспекции, ревизии, контроль, надзор).

Разрешительные полномочия представляют собой выдачу соответствующих документов, подтверждающих право на занятие определённой деятельностью (удостоверения, лицензии, сертификаты, аккредитации) или на пользование определёнными предметами (оружием).

Регистрационные полномочия осуществляются в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков, лицензиатов), а также гражданско-правовых сделок и объектов права (недвижимости, автомобилей).

Под юрисдикционными полномочиями понимаются полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (наложение штрафов).

Под нормотворческими полномочиями понимаются полномочия по принятию нормативно-правовых актов подзаконного характера, устанавливающих правила поведения для неограниченного круга лиц.

Субъектами осуществления полномочий может признаваться государственный орган, государственный служащий, должностное лицо.

В процессе преобразований обновление основ экономики и экономической практики существенно опережает законодательное обеспечение. Примером может служить начало приватизации (партийно-номенклатурный этап), которая проходила без чёткого законодательного регулирования. Экономическая либерализация сочеталась со старыми принципами контроля за ресурсами и отсутствием законодательства за регулированием новых сфер деятельности.

5. Неэффективность деятельности  институтов власти. После разрушения  номенклатурной системы не появилась  новая система отбора и продвижения государственных чиновников. Провозглашалась идея работать «командой», что предопределяло право на назначения по принципу «землячества», «личной преданности» и другие. При такой постановке вопроса профессиональная подготовка, личные и деловые качества становятся второстепенными. Нередко на государственные должности делегируются представители криминальных структур.

6. Слабость гражданского  общества, отрыв его от власти. Демократическое государство должно  свои проблемы решать в совокупности  с институтами гражданского общества.

7. Недостаточность политической  демократии. Выборное законодательство, защищая депутата, не обеспечивает  реальной зависимости выборных  лиц от избирателей.

8. Подчинённость чиновников  ведомственным нормативным актам. Традиционно чиновники, прежде всего, являются исполнителями ведомственных нормативных актов (распоряжений, инструкций, приказов и т.д.), которые определяют порядок, количество, сроки сбора налогов и иных платежей с населения различными ведомствами, выдачу разрешений на занятия определённой деятельностью, осуществление контроля со стороны государственных служб (пожарная, АТИ, санэпидем. надзор, милиция и др.).

9. Психологические проблемы  господствующего класса. Они заключаются  в том, что легитимность режима, господствующего в России, покоится на крайне сомнительных и неустойчивых идеологических доводах. Согласно официальной идеологии, сегодня страна переживает период перехода к системе экономического либерализма и соответствующей ему политической демократии западного типа.

Кроме того, к перечисленным причинам, способствующим коррупции, можно отнести и следующие возможности: сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительными принципами; монополия ведомства на предоставление услуг; наличие органов власти, которые могут принимать решение и оказывать услуги; неадекватность штрафов, способствующая уклонению от уплаты с помощью взяток.

Вместе с тем причины распространения коррупции в России достаточно очевидны15:

- низкая зарплата российского чиновника.

- нравственная деградация общества. Это вызвано тем, что деньги стали единственной ценностью массового сознания.

- низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация которого направлена на удовлетворение собственных интересов и безответственность должностных лиц.

- незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, так как с коррумпированными чиновниками проще работать (без претензий, собственного достоинства, моральных принципов и т.д.).

- неразвитость демократических  институтов, отсутствие действенных  форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура, произвол со стороны властных, особенно правоохранительных структур.

- монополизм и олигархия  в экономике.

- низкое качество законодательных  актов, ориентированных не на  правовые, а на распорядительные методы регулирования всех сфер общественной жизни.

- излишний аппарат публичной  власти и особенно местного  самоуправления, который более бесконтролен  от публичной власти, СМИ.

Таким образом, коррупцию порождает значительное количество запретов, разрешительных процедур16.

Анализируя все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

- увеличение числа запретов, квот, норм, виз, бюрократических правил, разрешений повышают коррупционные  возможности;

- бюрократы всех уровней  власти заинтересованы в слабой работе подразделений правоохранительных органов, которые призваны бороться с экономическими преступлениями;

- коррумпированное чиновничество  заинтересовано в ослаблении  государственной власти;

- в условиях рыночной  экономики сущность коррупции  можно рассматривать как продажу государственным служащим, находящейся в их распоряжении доли власти. Тем самым власть становится товаром, ликвидность которого зависит от рыночных факторов, в результате чего возникает в коррумпированном обществе рынок коррумпированных услуг.

Наиболее подверженными коррупции являются следующие сферы деятельности:

- лицензирование и регистрация  предпринимательской (банковской) деятельности;

- выдача разрешений  на размещение и проведение  банковских операций с бюджетными  средствами федерального, регионального и местного уровней;

- получение кредитов  в негосударственных банках и  государственных целевых кредитов;

- проведение конкурсов  на получение государственных  заказов, участие в программах, научных  исследованиях;

- получение экспортных квот;

- таможенное оформление  импортных товаров;

- строительство, а также  ремонт за счёт бюджетных средств;

- назначение на должности;

- возбуждение и прекращение  уголовных дел, направление на  дополнительное расследование;

- контроль за безопасностью  дорожного движения;

- паспортные столы, разрешительные  системы;

- поступление в ВУЗы, престижные общеобразовательные  школы;

- формирование избирательных  списков и другие.

Как социальная патология, коррупция, к сожалению, поражает даже такие властно-государственные органы и институты, как суд, прокуратура, следственный аппарат, определенные работники которых подкуплены и разложены дельцами теневой экономики и криминального бизнеса, лидерами преступных сообществ. Они получают по существу постоянную и весьма весомую заработную плату от этих криминальных структур, вследствие чего они не ведут и не могут вести эффективную борьбу с организованной преступностью и коррупцией, не выполняют возложенные на них в этом плане задачи и функции, лишают общество осуществлять контроль над организованной преступностью и коррупцией.

Обращаясь к формам проявления коррупции в системе государственной службы, необходимо отметить, что к ним относятся различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющие функции государственного управления во всех сферах деятельности.

В связи с этим для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы необходимо принимать соответствующие не только законодательные, но и организационные меры.

Необходимо также помнить, что общественная опасность коррупции проявляется в социально-экономической, правовой, политической сферах.

Политический аспект заключается, прежде всего, в утрате государственным аппаратом управляемости и надежности, возможности проводить через него государственную политику, выраженную в законах и других нормативных актах, а также в фактической зависимости граждан не от законов, а от произвола коррумпированных чиновников.

В экономической сфере опасность коррупции выражается в искажении коррумпированным государственным аппаратом экономической политики государства, что приводит к формированию криминальной рыночной экономики; в утрате возможности интеграции России в мировую экономику; в колоссальном экономическом ущербе, выраженном в миллиардах рублей; от недополучения налогов и т.д17.

Правовой - в непринятии необходимых законов, например «О борьбе с коррупцией», «О легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» и ряда других. Одновременно правовой аспект опасности коррупции состоит в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, с предоставлением широких возможностей их произвольного толкования; в пробелах правового регулирования общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителями с целью вымогательства взятки18.

Только с учетом этого необходимо строить антикоррупционную политику, помня о том, что коррупция это не только отдельно взятые личности - это проблема всего государства в целом.

 

 

 

 

2. Выработка  политики по борьбе с коррупцией  в органах государственной власти

 

2.1 Предупреждение коррупции

 

Как уже отмечалось, коррупция – это негативное социальное явление, которое имеет политические, экономические, криминальные, социокультурные корни. Именно в этом состоит сложность борьбы с ней. Поэтому необходимо четко осознавать, что работа по минимизации проявлений коррупции, а в конечном итоге, по ее искоренению, должна носить комплексный характер и не может ограничиваться только уголовно-правовыми мерами19.

Борьба с коррупцией не должна быть направлена только на выявление и наказание лиц, которые совершают коррупционные преступления. Необходимо, прежде всего, разрабатывать и осуществлять систему мер по предупреждению проникновения коррупции в структуры государственной власти и органов местного самоуправления.

Предупреждение коррупционной преступности предполагает осуществление комплекса мероприятий20:

- разработку стратегии  по борьбе с коррупцией, обеспечение  четкой правовой регламентации  деятельности органов власти, гласности  этой деятельности, социального  контроля за ней;

- совершенствование структуры  аппаратов управления и процедуры  решения вопросов, которые затрагивают  права и законные интересы  граждан и организаций; защиту  государством прав и законных  интересов служащих;

- обеспечение государством  достойного уровня жизни служащим и их семьям;

- осуществление мер  финансового контроля и т.д.

Криминогенная обстановка в России, особенно в сфере экономики, предопределяет криминальность должностных лиц, что в свою очередь оказывает существенное детерминирующее влияние на рост преступности в стране. Стремление к цивилизованному обществу невозможно без правовой борьбы с коррупцией государственных должностных лиц разного уровня.

Понимание природы коррупции также содействует правильному подбору подходов к выработке политики в борьбе с ней.

Рассматривая проблему борьбы с коррупцией в российском обществе и в системе государственной службы, нельзя не отметить о том, что существованию и развитию коррупционных процессов способствуют условия функционирования общественного и государственного организма. При этом существуют мнения, что экспансия коррупции в России происходит в результате несоответствия между новыми условиями, в которых действует государственный организм и старыми механизмами этого функционирования. Поэтому основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в сложившихся условиях. В действительности механизм управления также изменился, но ещё не выработаны до конца правила управления этим механизмом, исходя из условий, которые складываются в результате непрекращающихся реформирований. Произошедшие изменения в обществе изменили ценности, жизненные установки, стереотипы поведения.

Для успешного осуществления борьбы с коррупцией государственная политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и личности, и оценка деятельности чиновников должна основываться на принципах, обеспечивающих эти интересы. Кроме того, в своей деятельности государство должно опираться на создаваемую сеть институтов гражданского общества, строгую законность, равенства прав и свобод граждан в экономической и политической сферах.

Информация о работе Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти