Виды норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:03, доклад

Описание работы

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции.
римский юрист Модестин отмечал: "Дей­ствие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать".

Файлы: 1 файл

Виды норм права.docx

— 17.88 Кб (Скачать файл)

Виды норм права

Ведение

Пониманию правовой нормы, полному  представлению о ее назначении и  регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. Нормы права осуществляют различные  по характеру, содержанию, задачам и  целям регулятивные функции.

римский юрист Модестин отмечал: "Дей­ствие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать".

Цицерон говорил о таких  формах действия права, как веление  и запрет.

юрист Квинтилиан — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

Согласно нормативистскому учению Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), по­зволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).

Виды норм права

Научно обоснованное подразделение  правовых норм на отдельные виды имеет  большое практическое и теоретическое  значения. Оно позволяет точно  определить место каждого вида юридических  норм в системе права, уяснить  их функции и роль в механизме  правового регулирования, определить границы регулирующего воздействия  правовых норм отдельного вида на общественные отношения, а также совершенствовать правотворческую и правоприменительную  деятельность.

Правовые нормы можно  подразделить на виды в зависимости  от регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования):

— конституционные;

— гражданские;

— административные;

— уголовные;

— трудовые;

— нормы семейного права  и т.п.

Нормы права, принадлежащие  к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы.

Материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных  органов и иных субъектов, определяют их правовой статус. Материальные нормы  формулируют правомочия и обязанности  субъектов права, отвечают на вопрос: «что делать?».

Например: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Процессуальные, которые  призваны обеспечить претворение в  жизнь материальных норм, закрепляя  порядок, способы, формы их осуществления. Процессуальные нормы содержат ответ  на вопрос: «как?», «каким образом реализуются  материальные нормы?».

Следует заметить, что, как  правило, процессуальные нормы содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих  некоторые юридические процедуры (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации, Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации» и т.п.). К примеру: «Решение по вопросу о принятии обращения  к рассмотрению принимается Конституционным  Судом Российской Федерации в  пленарном заседании не позднее  месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями)» (ст. 42, ч. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Однако процессуальные нормы  могут содержаться и в иных источниках права. Например, процессуальный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 33 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации  имеют право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления».

В зависимости от способа  воздействия норм на общественные отношения  нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные юридические  нормы определяют субъективные права  и юридические обязанности субъектов  права, а также условия их возникновения  и действия. Например: «Каждый, кто  законно находится на территории Российской Федерации, имеет право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства» (ст. 27, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Регулятивные нормы в  свою очередь могут быть подразделены на:

— управомочивающие, т. е. предоставляющие субъектам права какие-либо возможности по своему усмотрению совершать положительные действия. Например: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации);

— обязывающие, которые возлагают  на субъектов права обязанность  совершить определенные положительные  действия. Например: «Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом» (ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации).

— запрещающие, которые устанавливают  обязанность субъекта воздержаться от совершения некоторых действий. Например: «Сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются» (ч. 1 ст. 24 Конституции  Российской Федерации).

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер  государственного принуждения, характер и содержание данных мер. Например: «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации). Здесь не столько закрепляется полномочие Президента Российской Федерации, но и устанавливается мера государственного принуждения, применяемая к органу исполнительной власти субъекта

Российской Федерации, ее содержание — приостановление действия акта, а также условие, когда она  применяется — противоречие акта Конституции Российской Федерации  и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические нормы в зависимости  от роли в механизме правового  регулирования подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и  специальные.

Исходные нормы определяют основы правового регулирования  общественных отношений, устанавливают  его цели и задачи, закрепляют общие  принципы, пределы и направления  правового регулирования, вводят правовые понятия и категории. Наибольшее количество исходных правовых норм содержится в Конституции Российской Федерации  — Основном законе государства. Они  закрепляют основы государственного и  общественного строя (ст. ст. 1—15), важнейшие  направления экономической и  социальной политики государства (ст.ст. 7, 8 и 9), определяют характер, место и роль государства в общественной жизни (ст.ст. 3—5, 10 и 11).

Исходные нормы также  могут устанавливать принципы правового  регулирования (нормы-принципы). Например: «Все равны перед законом и  судом» (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Однако нормы-принципы могут  содержаться не только в Конституции, но и в иных источниках права. К  примеру, ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует конституционный  принцип равенства применительно  к лицам, подвергающимся уголовному преследованию: «Лица, совершившие  преступления, равны перед законом  и подлежат уголовной ответственности  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»,

Исходные нормы могут  также определять цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования (определительно-установочные нормы). Примером исходных норм подобного рода может быть правовое установление, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса  Российской Федерации: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников» 1.

Исходными правовыми нормами  именуются также нормы, содержащие определение правовых понятий и  категорий (нормы-дефиниции). Например: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Общие нормы закрепляют правила, которым подчиняется целый род  общественных отношений, урегулированных  какой-либо отраслью права или целой  группой отраслей. Например, общей  нормой гражданского права является норма, закрепленная в ст. 11 (п. 1, абз. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд»; а общей нормой межотраслевого характера — норма, закрепленная в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Как правило, общие нормы содержатся в общей части отрасли права (гражданского, уголовного, административного, муниципального, трудового и т.п.).

Специальные нормы устанавливают  правила, регулирующие какой-либо вид  общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как  правило, содержатся в особенных  частях различных отраслей права. Например: «Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба» (ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общей нормой по отношению к ней является норма, содержащаяся в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».

Общие нормы действуют  тогда, когда отсутствует специальная  норма, регулирующая отношения данного  вида.

Нормы права также можно  подразделить на виды в зависимости  от субъекта правотворчества, издавшего  или санкционировавшего их. Они подразделяются на

— конституционные нормы;

— законодательные нормы;

— подзаконные нормы.

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать законодательные  и подзаконные нормы. Следующими по юридической силе являются законодательные  нормы. Подзаконные нормы принимаются  на основе и в соответствии с законодательными.

Данная классификация  правовых норм имеет практическое значение. При возникновении коллизии (противоречия) между правовыми нормами действуют  те из них, которые имеют большую  юридическую силу.

По сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия и нормы ограниченного  действия.

Нормы общего действия действуют  на территории всего государства. Подобные юридические нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

Нормы ограниченного действия воздействуют на общественные отношения  ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные нормы содержатся, к примеру, в законодательстве субъектов РФ или в федеральном законодательстве, в случае, если на это имеется  непосредственное указание. Например, действие нормы, содержащейся в ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», о том, что «указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного  положения на период действия чрезвычайного  положения может предусматриваться  введение следующих мер и временных  ограничений», ограничено периодом чрезвычайного  положения.

Локальные нормы действуют  в пределах определенного объединения  людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

Заключение

Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право  как  общественный  институт,  исследователи неизбежно сталкиваются  не  с отдельной,  монолитной  и самодостаточной  системой.  Право - это   обобщенное понятие, так сказать,  формула, обозначающая  ни  что иное,   как четко структурированную   систему юридических   норм,  и созданную для верного определения соотношения этой   системы с прочими социальными   явлениями.  Юридические нормы  обеспечивают  гарантированное исполнение  жизненно необходимых   правил,  без которых   функционирование   общества  и государства было  бы  невозможным.   Такие  правила  являются  тем   минимумом, который призван сохранять стабильность  политической  и правовой  системы   каждого государства.   Коль  скоро  такая база  уже создана,  остальные     сферы   общественных   отношений    могут    находиться  в пределах  компетенции прочих  социальных  норм.


Информация о работе Виды норм права