Виды и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.Одним из самых молодых элементов политической системы можно считать средство массовой информации.
Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменение в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно- политическую и иную жизнь общества.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы государства 6
§ 1. Происхождение государства -
§ 2. Признаки государства 10
§ 3. Сущность государства 12

Глава II. Основные институты политической системы 15
§ 1. Понятие политической системы общества -
§ 2. Структура и функции политической системы 19
§ 3. Институты политической системы 22

Глава III. Виды и формы государственного устройства 26
§ 1. Унитарная форма государственного устройства 27
§ 2. Федеративная форма государственного устройства 29
§ 3. Конфедеративная форма государственного устройства 33

Заключение 36

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Евдокимова.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили  выделить следующие признаки, характерные  для этой формы государственного устройства:

- Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

- Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

- Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

- Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

- В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

- В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

- Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

- Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

- Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

           Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

- Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

- Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

- Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Как правило, конфедеративные государства  не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский  союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.11

Следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

       Итак, основным институтом политической системы является  государство, которое само обладает сложной институциональной структурой. Как политический институт оно возникло в период разложения родового строя, но сам термин «государство» получил широкое распространение в Новое время. Государство – это универсальная форма организации общества. Его основными элементами являются территория, население, власть. 
Институт парламентаризм  выполняет  функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм — законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве. Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие отзаконодательной и исполнительной властей, суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью.Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.

 В моей  работе перечислены лишь наиболее значимые политические институты современного общества. В каждой стране складывается своя комбинация этих институтов, а на конкретные формы последних оказывает непосредственное воздействие социокультурная среда. Институт парламентаризма в США, Индии, России и Южной Корее при похожих принципах функционирования законодательного собрания будет иметь свой особый национальный колорит. Политические институты структурируют поле политических властных отношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. 

    Форма  государственного устройства важная  правовая категория, которая характеризует  форму государства вместе с  такими категориями как форма  правления и политический режим.  Форма государственного устройства  на современном этапе является  неотъемлемым элементом современного  демократического общества, отражающим  его потребности для наиболее  эффективного функционирования  государственных институтов.

В настоящее время распространенными  являются две формы: унитарная и  федеративная. Кроме этого выделяют такие формы, как конфедерацию и  ассоциативную форму государственного устройства. Все эти формы имеют  свои отличительные признаки и путь становления. Например, при унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной  власти.

Значение федерации как формы  государственного устройства сегодня  очень велико. Федеративная система  существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть  всех стран мира, треть населения  и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые  делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении  государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны  в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 ред. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ, Ч.1,ФЗ от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 06.12.2011.
  3. Гражданский кодекс РФ, Ч.3, ФЗ от 26.11.2001 №146-ФЗ ред. от 05.06.2012.
  4. Василенко И.А. Политология – М.: Юрайт, 2011,168 с.
  5. Венгеров А.Б. «Теория государство и права». М.: Юрист, 2008, 321 с.
  6. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М.: Лениздат, 2008, 212 с.
  7. Козлов А.Е. Конституционное право. - М.: ЛомоносовЪ, 2009, 311 с.
  8. Комаров А.С. Общая теория государства и права.- М.: Манускрипт, 2007, 243 с.
  9. Марченко М.Н.Теория государства и права. -  М.:  Теис,2010, 321 с.
  10. Малько А.В. Теория государства и права – М.: Образование, 2010 , 523 с.
  11. Мельник В.А. Политология. М.: Форум, 2008, 234 с.
  1. Мухарев Р. Т. Политология. - М.: Проспект, 2010, 546 с.

  1. Перевалов В.Д. Политология. – М.: Норма, 2004, 325 с.

  1. Полунин Г.В.    Политология.– М.: АКАЛИС, 2009, 243 с.

  1. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение а политологию. - М.: Аспект Пресс,2008, 439 с.
  2. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: ЭКМОС, 2008, 194 с.
  3. Фигурнова Н.П. Экономический рост и его устойчивость // Ресурсный потенциал экономического роста. М.: Проспект Науки, 2008, 131с.
  4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2009, 174 с.

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Отличительные признаки форм государственного устройства

 

Характеристика признаков

Унитаризм

Федерация

Конфедерация

Межгосударст-венный союз

 

1.Целостность  государства

Единое, цельное государство.

Союзное государство

Союз  государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач.

Союз  государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач.

 

2.Статус  субъектов или иных единиц  государства

Не  имеет в своем составе каких либо государст-венных образований, обладающих элементами суверенности

 Субъекты  обладают государствен-ностью,определенной политической самостоятельностью

Сохранение  каждым государством своего суверенного  существования.

Полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

 

3.Организация  гос. власти

Действует единая конституция.

Конституция разграничивает полномочия субъектов  и самой федерации.

Нет единой конституции.

Нет единой конституции.

 

4.Организация  системы законодательст-ва

Единая  система законодательства.

Субъекты  федерации могут принимать свои законы.

Нет единого  законодательства

Нет единого  законодательства.

 

5.Устойчивость  юридической связи с населением

Единое  гражданство

Каждый  гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны.

Каждый  человек -гражданин своего государства

Каждый  человек есть гражданин своего государства.

 

6.Организация  денежной, финансовой, налоговой систем

Единая  денежная, финансовая, налоговая системы.

Единая  организация денежной, финансовой, налоговой систем.

Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем.

Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

Функции государства

 

 

Внутренние

Внешние

законотворческая

обеспечение внешнейбе-  

зопасности и целостности    

государства, его независимости

 

экономическая

(государство-предпринима-

 тель, координирующий  эко-

 

 номический  процесс)

сотрудничество с другими    

  государствами

 

социальная    

(организация социальной     

 жизни)

 

   участие в решении     глобальных проблем

   

обеспечение правопорядка

 
   

защита существующего об-    

 щественного строя  от внут-

ренних деструктивных  сил

 
 
 
   

культурно-воспитательная,

 

 пропагандистская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Аристотель. Политика.- М.: Просвещение, 1911.  С. 155.

2  Сайкин С.С. Теория государства и права.- М.: Политиздат, 1923. С. 121

3Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения, Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, С.31

4 Иванов Н.Л.; Политология,.-М.: Юрист, 2006, С. 34

5Аристотель. Политика//Антология мировой философии. – М.: Политиздат, 1969. Т. 1. С.64

6 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2001. С. 681

7 Полунин Г.В. ; Политология. -М.: АКАЛИС, 2009, С. 47

8 Комаров А.С.; Общая теория государства и права.- М.: Манускрипт, 2007, С. 62

9 Венгеров А.Б. Теория государство и права. - М.: Юрист, 1994, С. 119

10 Венгеров А.Б. Теория государство и права. - М.: Юрист, 1994, С. 121

11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Юрист, 1994, С.117-118




Информация о работе Виды и формы государственного устройства