Виды и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.Одним из самых молодых элементов политической системы можно считать средство массовой информации.
Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменение в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно- политическую и иную жизнь общества.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы государства 6
§ 1. Происхождение государства -
§ 2. Признаки государства 10
§ 3. Сущность государства 12

Глава II. Основные институты политической системы 15
§ 1. Понятие политической системы общества -
§ 2. Структура и функции политической системы 19
§ 3. Институты политической системы 22

Глава III. Виды и формы государственного устройства 26
§ 1. Унитарная форма государственного устройства 27
§ 2. Федеративная форма государственного устройства 29
§ 3. Конфедеративная форма государственного устройства 33

Заключение 36

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Евдокимова.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Виды и формы государственного устройства.

 

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной  организации государственной власти, который выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере  взаимоотношений между частями  государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации  власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся, но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства  и др.

Государственное устройство может  быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные  единицы, не включая в себя никаких  государственных образований.

 Для сложного государственного  устройства характерно наличие  в составе государства других  государственных образований. К  сложным формам государственного  устройства относятся федерации,  конфедерации, унии, империи и др.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно  к территории, внутреннее деление  государства на части и взаимоотношения  между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру  государства, характер взаимоотношений  между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые - унитарные и сложные - федеративные и конфедеративные государства.9

Форма государственного устройства носит  самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения  и развития государства.

В одних и тех же формах правления  могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические  государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние  крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

 Итак, выделим три формы государственного  устройства:

1.   Унитарная

2.   Федеративная

3.   Конфедеративная

 

§ 1. Унитарная  форма государственного устройства

 

Унитарное государство-форма  государственного устройства, при котором  территория государства, в отличие  от федерации не имеет в своем  составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные  единицы (районы, области), которые подчиняются  центральным органам власти и  признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

        1) На территории унитарного государства  действует одна конституция на  всей территории без изъятий  или ограничений. Так как все  административно-территориальное единицы  государства имеют равный правовой  статус. В ней содержится, принципы  разграничения  полномочий  между  центральной властью и территориальными  единицами высшего уровня, административно-территориальное  деление, форма государственного  устройства (по умолчанию), компетенцию  главы государства, правовое положение  личности, форма правления, структура  высших органов государственной  власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые  и правовые обычаи).

       2) Единая  система высших органов государственной  власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется  также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления  могут издавать законы, только  имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции  и также центральными органами  власти. Действия органов местного  самоуправления на прямую подчинено  главе государства, правительству,  парламенту.

     3)   Однопалатный  парламент. Действуют в половине  государств Европы как Финляндия,  Венгрия, Болгария, Дания, Швеция  и др. Но существует и исключения  как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата  парламента формируется по политико-административным  территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит  из двух палат: нижний –  Национального собрания и верхний  – Сената. На  протяжении длительного  времени подавляющее большинство  парламентов были двухпалатными,  однопалатные парламенты составляли  исключение (Дания, Люксембург, Финляндия,  Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство  парламентов однопалатные.

        4)   Составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают. Административно-территориальное  единицы не имеют своих самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических  органов и других элементов  государственности. В то же  время местные органы в унитарном  государстве обладают известной,  а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости  от центральных органов, унитарное  государственное устройство может  быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство  централизованным, если во главе  местных органов власти стоят  назначенные из центра чиновники,  которым подчинены органы местного  самоуправления. Так, в Финляндии  местное самоуправление возглавляется  губернатором, который назначается  президентом. В децентрализованных  унитарных государствах местные  органы государственной власти  избираются населением и пользуются  значительной самостоятельностью  в решении вопросов местной  жизни.     

 

§ 2. Федеративная форма государственного устройства

 

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные  конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма  государственного устройства является также следствием добровольного  объединения нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство. Основываясь  на этом определении федеративного  государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных  странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные  для большинства из них:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

- существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Всего федеративных государств –  двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и  Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке  – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании  – это Австралия и Папуа-Новая  Гвинея. Федеративными являются и  некоторые страны Африки: Коморские  острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария  официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными  государствами. Официальное же название  дань традиции.

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены  по национальному признаку, другие – на национально-территориальной  основе, третьи  на чисто территориальном  принципе.10

Из существующих сейчас в мире федераций  на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство  же федераций мира основаны не для  решения национальных вопросов, а  в качестве формы децентрализации  государственной власти. Правда, некоторые  субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически  обособленное население. Такие федерации  можно определить, как национально-территориальные.

Все другие федеративные государства  созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным  населением, либо страны, в которых  имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное  устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации  не доминировала никакая этническая общность.

Итак,  в зависимости от признаков  построения федераций их можно подразделить на:

-   территориальные (союзное государство);

-  национальные (союз государств);

-   территориально-национальные.

Территориальная федерация

 Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением  государственного суверенитета  субъектов федерации:

-       центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация

Национальная федерация характеризуется  более сложным государственным  устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства  разновидностей национальной федерации:

- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Территориально-национальная федерация

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости  не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как  национальных, так и территориальных.

 

§3.Конфедеративная форма государственного устройства.

 

Конфедерация – форма госyдаpственногоyстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющиеконфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают  специальные объединенные органы для  координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Информация о работе Виды и формы государственного устройства