Учение Гоббса о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 14:31, реферат

Описание работы

Томас Гоббс считается одним из наиболее выдающихся английских мыслителей.
Цель работы:
выявить главные черты государства-левиафана Гоббса, который образовывается вследствие общественного договора. исследовать следующие аспекты: причины возникновения государства, формы государства, функции государства, права и обязанности государства, а так же причины разрушения государства. В этой цели будут проанализированы основные положения изложенные в основных трудах Гоббса «О гражданине» и «Левиафан, или Материя, Форма и власть государства церковного и гражданского».
Нужно отметить, что в мировоззрении Гоббса есть много спорных, неоднозначных вопросов, однако вряд ли можно найти другого такого теоретика государства, права, морали, который пользовался на протяжении XVII – XVIII вв. таким же вниманием как Томас Гоббс.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Учение Томаса Гоббса о государстве..........................................................................................4
Заключение...................................................................................................................................14
Список использованной литературы.........................................................................................15

Файлы: 1 файл

Учение Гоббса о государстве.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Однако, нужно отметить, что Гоббс в одном отношении ограничивает обязанность подчиняться суверенам. Он рассматривает право самосохранения как абсолютное: подданные имеют право самозащиты даже против верховной власти, так как самосохранение является причиной создания государства. Сопротивление правительству оправдано только в случае самозащиты, сопротивление же с целью защиты другого всегда преступно.

 Так же, Гоббс отмечал, что человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защитить его. В этой связи можно выделить обязанности суверена, который определяются той целью, ради которой он был наделен верховной властью – обеспечением безопасности народа. Если такая защита подданным не предоставляется, то перестает существовать и само государство.

Гоббс неоднократно подчеркивал, что под обеспечением безопасности он понимает не одно лишь обеспечение голого существования, но также обеспечение за каждым человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства. Выполнение этой задачи подразумевает ожидание от суверенной власти как общих мер, состоящих в  просвещении народа и издании и применении хороших законов, так и  заботу и защиту отдельных индивидуумов. Что касается просвещения народа, то оно в первую очередь, согласно Гоббсу, должно заключаться в том, чтобы народ не увлекся формами правления соседних народов и не стремился к изменению своей собственной формы правления под предлогом того, что другие народы под иным управлением живут в благополучии и благоденствии. Просвещение народа также должно включать в себя знание того, что дурной отзыв о верховной власти является преступлением, поскольку приводит к разрушению повиновения народа, и, как следствие, к разрушению государства.

В государстве люди не должны верить ни своим глазам, ни даже собственным умствованиям, но обязаны прибегать к авторитетной оценке: «И в этом вопросе каждый из нас должен сделать судьей не свой собственный частный разум или совесть, но государственный разум, то есть разум верховного наместника Бога; и действительно, мы ведь уже сделали его судьей, вручив ему суверенную власть делать все, что необходимо для нашего мира и защиты»21. Философ отмечает, что должно быть единообразие вероисповедания: религия устанавливается сувереном. Церковь должна зависеть от гражданского правительства. В каждой стране король должен быть главой церкви.

Каждый суверен обязан, кроме того, заботиться о том, чтобы народ учили справедливости, которая состоит в том, что ни у кого нельзя отнимать того, что ему принадлежит. Так же, Гоббс отмечает, что должна быть соблюдена справедливость одинаковой мере ко всем людям. К равной справедливости относится также равномерное налогообложение. Для физически сильных людей государство-суверен должно предоставить работу, для чего необходимо поощрять развитие всякого рода промыслов, таких, как судоходство, земледелие, рыболовство и всех отраслей промышленности, требующих рабочих рук. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.»22. При переизбытке населения суверену следует позаботиться о переселении в слабозаселенные страны.

Гоббс выделяет причины, приводящие государственное устройство к гибели. Первой из их числа он называет недостаточность абсолютной власти. Когда правитель, достигнув власти, по тем или иным причинам довольствуется правами, меньшими чем те, что соответствуют его статусу суверена и, следовательно, обладает властью меньшей, «чем та, которая необходима в интересах мира и защиты государства», то, будучи вынужден – ради самой цели существования государства – прибегнуть к суверенным правам, он внешне предстает как нарушитель закона, а его кажущиеся незаконными действия побуждают «огромное число людей к восстанию».

Второй причиной разрушения государства является свобода мнений, в первую очередь утверждения, «что каждый отдельный человек есть судья в вопросе о том, какие действия хороши и какие дурны». Как отмечает философ, это утверждение верно в естественном состоянии, но в государственном «мерилом добра и зла является гражданский закон, а судьей – законодатель, который всегда представляет государство». Из непонимания этого положения «люди становятся склонными спорить друг с другом и обсуждать повеления государства, а затем повиноваться или неповиноваться им в зависимости от собственного усмотрения, что вносит смуту и ослабляет государство».

Также ослабляет государство утверждение, что «все, что человек делает против своей совести, есть грех»: для гражданина «закон есть совесть государства, следовать руководству которого он признал для себя обязательным. Иначе различие, существующее между совестью отдельных людей, которая является лишь личным мнением, должно было бы внести смуту в государство, и всякий стал бы повиноваться верховной власти лишь постольку, поскольку ее повеления встречали бы его личное одобрение»23.

Третье ложное учение гласит: «вера и святость приобретаются не учением и размышлением, а сверхъестественным вдохновением, или внушением»24. Напротив, согласно Гоббсу: «Вера и святость на самом деле не очень часто встречаются, однако они не чудеса, а результат воспитания, дисциплины, самоконтроля и других естественных средств, при помощи которых Бог производит их в своем избраннике, когда считает это нужным»25.

Следующей причиной, по Гоббсу, является подчинение суверена гражданским законам, а так же если право собственности подданных абсолютно не только по отношению к иным подданным, но и относительно суверена. Философ отмечает, что законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности, и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение, как ему угодно.

Разрушительны для государства учения о делимости верховной власти, «ибо делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга»26. Столь же печальны следствия, возникающие из подражания формам правления и обыкновениям, принятым у соседних народов - восхищения античными авторами, от которых «люди дошли до убийства своих королей».

Наконец, одним из наибольших угроз для благополучия и самого существования государства является разделение властей на светскую и духовную, ведь «это значит, что государство раздвоено в самом себе и не может существовать».

Гоббс первым со всей определенностью сказал, что в международном праве государства противостоят друг другу «в естественном состоянии». Эти  отношения  могут  быть, по  Гоббсу, только  отношениями  соперничества  и  вражды. Государства  представляют  собой  военные  лагеря, защищающиеся  друг  от  друга  с  помощью  солдат  и  оружия; они  находятся  в  положении  гладиаторов, направляющих  оружие  друг  на  друга  и  зорко  следящих  друг  за  другом. Государства  как  бы  пребывают  в  состоянии  войны  всех  против  всех, в  котором  были  люди  до  установления  государственной  власти. И  такое  состояние  государств, подчеркивает  Гоббс, следует  считать  естественным, так  как  они  не  подчиняются  никакой  общей  власти,  и  неустойчивый  мир  между  ними  вскоре  нарушается. Правда, в естественном состоянии тоже заключаются договоры, но всегда со множеством конкретных оговорок, не позволяющих состоянию безопасности прийти на смену состоянию беспорядка, так как безопасность бывает только в государстве. Государство вбирает в себя всю рациональность и всю законность. Вне него всюду царит «естественное состояние». Каждый суверен при обеспечении безопасности своего народа имеет то же право, которое может иметь любой человек при обеспечении собственной безопасности. И тот же закон, который диктует людям, не имеющим гражданского правления, что они должны делать и чего избегать в отношении друг друга, диктует то же самое государству, т. е. совести суверенных государей и верховных собраний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существуют разнообразные отзывы к идеям, высказанным Т. Гоббса. Его обвиняют в тоталитаризме, абсолютизировании роли государства. Но было бы неверно отрицать его огромный вклад в науку.

Гоббс рассматривает сущность государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Он совершенно свободен от суеверий, ясен и логичен. Как отмечал Бертран Рассел «он является первым действительно современным писателем по политической теории. Там, где он неправ, он неправ из-за слишком большой упрощенности, а не потому, что основа его мыслей нереалистична и фантастична. В силу этой причины он все еще достоин опровержения»27.

Гоббс сформулировал ряд юридических максим, давших теоретическое обоснование движению за реформу права, получившему широкий размах в годы английской революции, которые заключались в том, что: законы имеют своим существенным признаком то, что они доводятся до сведения всякого человека посредством акта, заведомо исходящего от верховной власти; правовая сила закона удостоверяется «государственными кодексами», печатями и т. п. средствами; толковать законы могут только те, кого назначит для этого суверен; судебные прецеденты не всегда заслуживают доверия, приговор одного судьи не обязывает другого выносить такой же приговор в подобном случае; при определении наказания следует учитывать «степень преступности», смягчающие и отягчающие обстоятельства.

В целом, теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Он поднял такие проблемы и сформулировал идеи,  которые в последующем развивали философы не одного столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Томас Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».//http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt
  2. Гоббс Т. «О гражданине» / Т. Гоббс. – Мн.: Попурри, 2001.
  3. Карл Шмитт Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого   Д.В. Кузницына.- СПб.: «Владимир Даль», 2006.- 300 с.
  4. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 55-64.
  5. Тесля А.А.  «Абсолютизм государства. Политическая философия Томаса Гоббса».//http://www.hrono.info/statii/2006/tesl_gobbs.php
  6. Сатышев В. Е. «Учение Т. Гоббса о государстве и праве». //Правоведение. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. № 5. - С. 50-57.
  7. Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений». / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Изд. НОРМА, 2004. - 352с.
  8. Шершеневич Г.Ф. «История философии права». /С.-Петербург. 2001. 523с.
  9. Рассел Б. «История западной философии». В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001. - 992 с.

 

 

 

 

 

 

1 Нет на земле власти, подобной ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (перевод с лат.)

 

2 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, Форма и власть государства церковного и гражданского// (Здесь и далее материал взят с сайта: http:// lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt) (Далее - Гоббс Т. Левиафан).

3Тесля А.А. Абсолютизм государства. Политическая философия Томаса Гоббса. //http://www.hrono.info/statii/2006/tesl_gobbs.php

4 Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 55.

5 Карл Шмитт. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса /Пер. с немецкого Д. В. Кузницына.- СПб.: «Владимир Даль», 2006.- С. 27.

6 Гоббс Т. Указ. соч.

7 Там же.

8 Там же.

9 Гоббс Т. Указ. соч.

10 Сатышев В. Е. Учение Т. Гоббса о государстве и праве. //Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979, № 5. - С. 50.

11 Быховский Б.Э., Психофизическое учение Томаса Гоббса, «Вестник комакадемии» 1928, №26 (2).С8

12 Гоббс Т. Указ. соч.

13 Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 56.

14 Гоббс Т. Указ. соч.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Гоббс Т. О гражданине / Т. Гоббс. - Мн.: Попурри, 2001. С. 384.

19 Тесля А.А.  Абсолютизм государства. Политическая философия Томаса Гоббса. //http://www.hrono.info/statii/2006/tesl_gobbs.php

20 Карл Шмитт Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса /Пер. с немецкого Д. В. Кузницына.- СПб.: «Владимир Даль», 2006.- С. 175.

21 Гоббс Т. Указ. соч.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001. - С. 458.


Информация о работе Учение Гоббса о государстве