Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..

1. Понятия и виды толкования права ……………………...

1.1. Понятие толкования права ……………………….

1.2. Виды толкования права ……………………………

2. Акты толкования права ………………………………….

3. Способы толкования права ………………………………

Заключение

Схема ………………………………………………………….

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………

Файлы: 1 файл

толкование прпава.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


              - 1 -

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По теории государства и права

 

На тему: Толкование права.

 

Вариант № 2

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. Юу-01

Абрамова Наталья Александровна

                                                                   Адрес:  680032 г.Хабаровск,

пер. Школьный д. 15             

   Шифр:  20441062                                           

 

 

              Проверил:                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2003


Содержание.

 

Введение ……………………………………………………..

3

 

 

1. Понятия и виды толкования права ……………………...

4

 

 

        1.1.  Понятие толкования права ……………………….

4

 

 

        1.2. Виды толкования права ……………………………

9

 

 

2. Акты толкования права  ………………………………….

17

 

 

3. Способы толкования права ………………………………

21

 

 

Заключение

28

 

 

Схема ………………………………………………………….

29

 

 

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………

 

30


Введение.

 

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

В. Даль под словом «толковать» подразумевает такие термины, как рассуждать, переговариваться, беседовать, разбирать, советоваться, объяснять и т. д.[1]

С позиции С. И. Ожегова, толкование – это «высказывание, содержащее объяснение чего-нибудь, а толковать – это давать чему-нибудь какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь; это предполагает и разъяснять, заставлять понять что-нибудь»[2].

Толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.

 


1. Понятие и виды толкования юридических норм

 

1.1 понятие толкования права

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, её основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

   «Норма права –это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством»[3]

      Вступившая в законную силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании общественных отношений. Но может и не использоваться. Практика знает немало так называемых «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

      Процесс уяснения норм права называется –толкованием.

      «Толкование норм права –это деятельность органов  государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, н раскрытие выраженной в них воли законодателя»[4]

      Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

       « Под процессом толкования правовых норм  следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний»[5]

       Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями.

      Толкование норм права неизбежно при реализации правовых норм органами  общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

 

       Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

      Оно должно только анализировать, изучать и разбирать действующие нормы толкования во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц; их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

       Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

       Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, основной обязанностью которых является правоприменение, в ней воплощается  их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

       Зачастую только тесное переплетение толкования закона и исследования фактических обстоятельств дела, подлежащею решению, дает возможность до конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д.

       Основные причины необходимости толкования права следующие:

1.     Сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

2.     Несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

3.     Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсыпочных норм, нетипичных предписаний;

4.     Специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует  специальных познаний, высокой квалификации;

5.     Законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;

6.     Отдельная норма права действует не изолированно , а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

      Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

1.     Уяснение смысла правового предписания (для себя);

2.     Разъяснения смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

     Уяснение- внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора , оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом , но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

       Вторая сторона толкования- это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

       При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами,  наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет,  как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое  действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения  или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

-         Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права:

-         высшими  представительными органами власти;

-         правоприменительными органами;

-         общественные объединения;

-         должностные лица;

-         научные учреждения;

-         ученые;

-         частными лицами.

       В связи с этим встает вопрос о юридической силе и практической значимости актов толкования.

1.1 Виды толкования норм права.

       Толкование – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

1.                  По юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование.

         Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное

         Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

        Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

2.                  По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на устное и письменное.

      Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

      В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»[6].  В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

Информация о работе Толкование права