Судебная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Предпосылки современной судебной реформы 5-7
2 Начало судебной реформы в РФ 7-9
2.1 Закон о статусе судей 9-11
2.2 Мировые судьи 11
2.3 Изменение в судебной реформы в связи с принятием Конституции РФ 11
2.4 Исполнение судебных решений 13
2.5 Присяжные в системе судов 13-15
3 Этапы судебной реформы 15-22
4 Тенденции в развитии судебной реформы 22-28
5 Заключение 29-31
Библиографический список 32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

На тему: «Судебная реформа в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011

Оглавление

 

Введение                    3-4

1 Предпосылки  современной судебной реформы          5-7

2 Начало судебной реформы  в РФ             7-9

2.1 Закон о статусе судей                                                                                       9-11

2.2 Мировые судьи                                                                                                 11

2.3 Изменение  в судебной реформы в связи  с принятием Конституции РФ   11

2.4 Исполнение  судебных решений                                                                     13

2.5 Присяжные  в системе судов                                                                           13-15

3 Этапы судебной  реформы              15-22

4 Тенденции  в развитии судебной реформы                                                       22-28

5 Заключение                 29-31

Библиографический список                                                                                  32-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

В силу исторических условий разрешение вопроса о  правильном отправлении правосудия представляло в России особенные  трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в  печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство. В Московском государстве судебная власть соединялась с административной в руках воевод и приказов; точно установленного порядка обжалования решений не существовало. Высшим судьей был государь.  Суд  творился князем,  его   представителями-посадниками   и   тиунами.   В   Новгородской феодальной республике судебную власть  осуществляли  вече  (высшая  судебная инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке  суд осуществлялся князем  (царем),  Боярской  думой, некоторыми приказами, а на местах помещиками, волостелями,  вотчинниками.  С упразднением системы кормлений  судебные  полномочия  были  переданы  губным избам. Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты  Петром I, при котором в 1713 году в  губерниях была  учреждена должность  судьи (ландрихтера), а затем (в 1718 году) -  оберландрихтера.  Однако  компетенция этих судей не была  четко определена и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были  также созданы военный Суд, духовный Суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат. При Екатерине II  была создана система судебных учреждений: в нее входили уездные и земские  суды для дворян; губернские и городские - для горожан; нижняя и верхняя  расправа - для свободных крестьян. В  1864  году  была  проведена  судебная  реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России:  были  учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.

Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание  суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).

Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.

Основополагающие  идеи Концепции судебной реформы  были зафиксированы в Конституции  Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся  в 1991 году и последующие годы.

В курсовой работе будут рассмотрены основные этапы становления и развития судебной реформы в РФ, отмечены наиболее значимые законы и инициативы по ее развитию, а также обозначены основные тенденции в пути развитии на сегодняшний день и ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки современной судебной реформы

«Да правда и милость царствует в судах»

Александр II, 1856 г.

      Для понимания процессов, происходящих в современной судебной системе  необходимо обратиться к недавнему прошлому,  к началу работы над судебной реформой,  определить  ее  составляющие  и пути реализации, а также роль  судов  в  решении этой  достаточно  сложной задачи   реформирования   российского правосудия.

      Глубокие экономические и социальные  преобразования, обозначившиеся  с  середины 80-х годов 20-ого века, потребовали новых подходов  к  проблемам  законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В связи с этим  состоявшаяся  в июне-июле 1988 года XIX  Всесоюзная  партконференция  специальное  внимание уделила наряду с прочим совершенствованию  судоустройства.  В  принятой  ею резолюции «О  правовой  реформе»  привлекалось  внимание  к необходимости повышения авторитета суда, и намечались некоторые шаги  по  обеспечению его независимости.

Первым шагом  по  реализации  установок  этой  резолюции  стало  принятие  в  декабре того же года закона, внесшего в Конституцию СССР  ряд изменений и дополнений. Среди них были  и положения об  изменении порядка избрания большинства судей в стране и увеличении срока их полномочий. Народные судьи стали избираться не населением, как это было до сих  пор,  а Советами среднего звена на десять, а не на  пять  лет.  В течение  1989-1991  годов состоялось принятие ряда  законодательных актов,  которые предусматривали принципиально новые положения, касавшиеся организации судов и их системы, - о статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об организации  и полномочиях конференций судей и квалифицированных коллегий,  преобразовании государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д. Тогда  же  (в ноябре  1988  года) были   приняты   новые   Основы   законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, послужившие  юридической базой для  принятия  ряда  законодательных  актов  как на  союзном,  так и на республиканском уровне, в том числе в РСФСР.

     Процесс обновления российского судоустройства  и устройства  других правоохранительных органов активизировался в значительной  мере  со  второй половины 1990 года, после  того  как  состоялось  одобрение  Декларации  «О государственном    суверенитете    Российской    Советской     Федеративной Социалистической Республики» (12  июня  1990  г.).  В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были  внесены   многочисленные  изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам в частности:

- предусмотрено  образование Конституционного Суда  РСФСР (15  декабря  1990 г.) и системы  арбитражных судов (24 мая 1991);

- расширены  права  судов  по  контролю  за  законностью  и  обоснованностью решений и действий всех органов и должностных лиц, в том числе  действий    и решений,   которые   связаны   с   ограничением   прав   граждан   на    неприкосновенность  личности,  жилища,  частной жизни,  включая   тайну    переписки, телеграфных и иных  сообщений,  телефонных  переговоров (21    апреля 1992 г.);

- установлено,  что судьи  должны  наделяться  полномочиями,  как  правило, бессрочно, что они не должны отчитываться перед кем бы то ни было, и что их не могут досрочно отзывать избравшие органы (9 декабря 1991г);

-  допущена  возможность  рассмотрения  дел  судьями  единолично,  а   при    определенных обстоятельствах – с участием  присяжных заседателей        (1 ноября 1991 г.).

Такие  изменения  и  дополнения  Конституции   не   могли   не стимулировать законодательную активность   по  многим  направлениям,  в  том числе в сфере судоустройства. Сыграло стимулирующего  роль  и  Постановление Верховного  Совета  РСФСР  от  24  октября  1991  года,  которым   одобрялся документ, названный Концепцией судебной реформы в  РСФСР, где  устанавливались основные направления судебной реформы на ближайшее время.

      Концепция сыграла большую   роль   в    решении    проблем    российской государственности,  что  с  очевидностью   просматривается   в   тех   шагах законодательной  власти,  которые  были  сделаны  на  основе   Концепции в направлении реального  внедрения  в  жизни  принципа  разделения  властей  и формирования  независимой  судебной  власти.  Это  касается,  прежде  всего, законов, определяющих статус суда и статус судей, а также законов в  области судоустройства, определяющие построение судебной системы.

       Затрагивая вопрос управления, Концепция имела в виду, что  оно  должно быть качественно иным, соответствующим принципам демократического  правового государства.   Оно   должно   сводиться   к   обеспечению    организационной деятельности судов, обеспечению финансирования судебной системы, созданию  и укреплению ее материально-технической базы. Стала непростая задача: с  одной стороны,  освободить  руководителей  судов  от  несвойственных  им  функций, сосредоточив их усилия  на  совершенствовании  судебной  деятельности,  а  с другой  стороны  –  дистанцироваться  от  исполнительской  власти.  Тогда  и возникла идея создания судебного департамента, которая подробно  обсуждалась в рамках более общей проблемы построения судебной системы.

 

2 Начало  судебной реформы в РФ

 

        Началом судебной реформы принято  считать появление первого Закона  союзного значения "О статусе  судей", где впервые были предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет. Первый Всероссийский съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества - Совета судей, который был призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.

В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:

1) защита и  неуклонное соблюдение основных  прав и свобод человека, конституционных  прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление  в нормах уголовного и гражданского  процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение  достоверности и повышение доступности  информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;

4) создание федеральной  судебной системы;

5) признание права каждого  лица на разбирательство его  дела судом присяжных в случаях,  установленных законом;

6) расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм  судопроизводства.

9) создание федеральной судебной системы;

10) совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Авторы Концепции  судебной реформы выдвинули весьма радикальные способы ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшие преобразования, в основном, в силу экономических проблем повлекли осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовалось многократное увеличение финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.                                                                                                                                    

2.1 Закон  о статусе судей. Затем 26 июня 1992  года  был принят  «Закон  о  статусе  судей ». В нем впервые на  основе  принципа разделения  властей  суд  определен  не   просто   как   орган   отправления правосудия, а как орган судебной власти, равнозначной  по силе и значению с  властью  законодательной  и  исполнительной,  действующей самостоятельно и независимо от них. Было также зафиксировано важное для наших политических реалий положение, согласно которому  судья  не  может быть членом политической партии  и  заниматься  политической  деятельностью.  

В законе о статусе судей  было сформулировано и закреплено важнейшее положение,  направленное  на  гарантию независимости  судей.  Речь  идет  о  бессрочном  назначении  на   судейскую должность.  Это  законодательное  решение   имело   большое   принципиальное значение не только с содержательной, но  и  с   формально-нормативной  точки зрения, поскольку на очередном съезде народных депутатов обсуждался  вопрос о внесении изменений в Конституцию РСФСР, существование  этой  нормы  закона помогло убедить депутатов в необходимости ее  конституционного  закрепления, что и было сделано.    По закону судья не может быть назначен на должность, также отрешен от должности без решения соответствующей  квалификационной  коллегии  судей.  В Законе о статусе судей нашли  свое  законодательное  закрепление  и  вопросы материального положения, социальной защиты, а также вопросы охраны  жизни  и здоровья судей.

   Конституции РФВ декабре 1993 года принята новая  Конституция  Российской  Федерации. Это явилось важной вехой на пути становления судебной власти. В ней  впервые появилась  глава,  называемая  «Судебная  власть». С  помощью  такого  приема  была реализована идея, заложенная в ст.10 Конституции,  где  говорится,  что  государственная власть  в  Российской  Федерации  осуществляется  на  основе  разделения  на законодательную, исполнительную и судебную, и  что  органы  законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а также положение  ч.1  ст. 11  Конституции,  конкретизирующей  эту идею  путем указания  на  то,  что государственную власть  в  России  осуществляют  Президент  РФ,  Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ. В ст.  ст.  120,  121  и  122  главы  7 Конституции,  посвященной   судебной   власти,   закреплено   независимость, несменяемость, неприкосновенность судей. Особо  следует   обратить  внимание на ст. 124  Конституции,  устанавливающую  финансирование  судов  только  из федерального  бюджета  и  подчеркивающую,  что  финансирование  должно  быть таким, чтобы обеспечить возможность  полного  и  независимого  осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. После принятия  Конституции более активно  развернулась  работа  по подготовке проекта закона о судебной системе.

Информация о работе Судебная реформа в Российской Федерации