Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Шпоры.ТГП. гос.экзамен.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

 

31. Взаимосвязь норм права и норм  морали в деятельности юриста-префиссионала.

Правовые нормы в этом случае можно рассматривать, как нормы, с нарушением которых общество не готово мириться, тогда как нарушение морально-нравственных норм, хотя и может вызывать определенное негативное отношение общества, в целом не вызывает однозначно запретительных реакций. Профессиональная мораль не изолирована от общей морали. Господствующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной. Лишь на основе учета общеморальных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем професион.деятельности. И мораль и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил) выражающий в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Несмотря на то что нормы права, написаны опубликованы т.е. официально провозглашены государством а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие всю совокупность общественных отношений. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, международное) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов. Мораль включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений хотя здесь нет столь четкого разграничения. Самое важное различие между моралью и правом касается способа регулирования поведения людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как права так и морали. Независимо от вида юридической деятельности стержневым принципом профес.морали юриста является справедливость. Без этого нравственного качества деятельности в правовой области теряет свой смысл. От юристов требуются наряду с этим: объективность, беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека и презумпции невиновности. Для профессии юриста требования морали имеют особый смысл. С правосудием всегда связано представление о высоконравственных принципах: справедливости, гуманизме, честности, правдивости и т.д. Проф.мораль нельзя сводить лишь к специфическому преломлению общих норм нравственности в той или иной деятельности. В любой проф.морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые бы не вытекали из общих нравственных принципов. В качестве специфических норм морали юриста часто приводят правила о недопустимости разглашения данных предварительного следствия об адвокатской тайне, которые якобы составляют исключение из общих моральных принципов правдивости и искренности. Эти правила являются правовыми нормами.

32. Функции права.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Особенности функции права: 1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. 2. Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления. 3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества. 4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. 5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия. Классификация функций права и их характеристика. две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в  соответствии с которыми выделяют  так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние- вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации - регулятивная и охранительная функции. Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции): 1.регулятивную статическую - выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. 2. регулятивную динамическую -  функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Она: - характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, - служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний. Охранительная функция права – это действие самого права, а правоохранительная деятельность гос-ва яв-ся материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.

33.  Основные типы правопонимания (краткая  характеристика).

Правопонимание  — это цельная, взаимосвязанная  концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННОГО  ПРАВА. Восстанавливая историческую справедливость, следует признать, что прежде остальных типов правопонимания появился естественный, несмотря на то что и у позитивизма, и у социологического похода есть глубокие корни. Представители этой школы свято верили в творческую силу человеческого духа, поэтому естественно-правовой доктрине присущ этический идеализм. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ. Характерной особенностью этого типа правопонимания является то, что оно основывается на различии права и закона. Сторонники этой концепции полагают, что именно общество определяет содержание права, а не наоборот. Право не порождается государством, но закрепляется им. В то же время право не признается существующим по природе. Право — результат динамичного функционирования социума. В зависимости от изменения общественных отношений меняется и право, т. к. представляет собой отражение общественных отношений. Право возникает помимо воли членов общества, кристаллизуясь из традиций, авторитетных обычаев. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ. Корни позитивизма уходят в античность, но развилось это течение в юриспруденции в XIX веке, и речь прежде всего идет о немецком позитивизме. Он возник как противопоставление естественно-правовым доктринам и относится к типу правопонимания, не различающего закон и право. Сторона, победившая в борьбе, диктует свои условия, которые и называются положительным объективным правом. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ. Основано на отождествлении права и закона. Согласно этой теории реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов — с другой. Воображаемые, вербальные и абстрактные объекты не имеют собственного существования как независимая реальность. Наблюдение является фундаментальным методом изучения всех явлений, принадлежащих как к физическому, так и духовному миру.

34. Общая характеристика субъективного права.

Право — вид регулятора общественных отношений.

Субъективное право — возможность конкретного лица по своему выбору совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Субъективное  право или просто право - закрепленная за управомоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лиц мера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица в конкретном правоотношении.

Реализация субъективного  права происходит путем совершения определённых действий либо воздержания  от их совершения, в целях получения  материального или нематериального  блага, по поводу которого возникло правоотношение. Субъективному праву одного лица корреспондирует юридическая обязанность другого лица (лиц). Отказ от субъективного права по общему правилу не влечет его прекращения, если данное право не переходит к иному лицу.

Право может вытекать из юридических фактов, правового обычая и других оснований.

Не следует путать субъективное право с так называемым объективным правом (или правом вообще), представляющим собой сложную систему особых социальных норм. Субъективное право всегда связано с конкретным единичным правоотношением.

Границей использования  субъективного права являются права других лиц: "Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17 Конституции РФ). Отсюда следует, что свое право нельзя использовать, если этим правомерно причиняется ущерб, урон интересам других лиц. Можно использовать свое право на взыскание долга с неисправного плательщика, использовать право жалобы на должностные упущения работников государственного учреждения, использовать право необходимой обороны стороной против преступного нападения, хотя определенным интересам и, на основе закона, некоторым правам других лиц этим причиняется урон.

35. Общая характеристика элементов системы права.

Система права- объективно существующее строение права характеризующаяся  внутренней согласованностью взаимообусловленностью и взаимодействия составляющих его норм, объединенных по соответствующему основанию в отдельные правовые обязанности.

Элементы: отрасль ---- подотрасль -----институты (субинституты)  --- норма права.

Отрасль права- наиболее крупная обособленная совокупность юридических норм регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. Основным критериями для разграничения отраслей является предмет и метод правового регулирования. Предмет- качественно однородные ОО подлежащие регулированию в рамках соответствующей отрасли. Метод- способы взаимодействия 2- императивные (способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права.) и диспозитивные. (способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами).

Классификация отраслей:

1) публичные - общие интересы государства (административное право, налоговое, экологическое, земельное УПП и т.д.)

2) частные - для реализации интересов частного субъекта физ или юр.лиц.

3) материальные сами правила поведения

4) процесс- порядок применения  материальных норм.

Норма права первичный элемент системы права выраженный в виде отдельного общеобязательного и формальноопределенного правила поведения обеспеченного возможностью гос.принуждения в случае его невыполнения.

Структура нормы  права: обладает микросистемностью и состоит из трех элементов:

-гипотеза (условия)

– диспозиция ( само правило)

- санкция (последствия  которые могут быть применены  к субъекту)

Если Г, то Д, иначе С

Виды: регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. раздел Конституции РФ, закрепляющий права и обязанности граждан), охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юр. ответственностью и применением мер гос. принуждения. называются нормами процессуального права. уголовно-процессуальный или гражданско-процессуальный кодекс), императивные (обязательное для сторон правило, установленное законом или иными правовыми актами, которое не может быть изменено соглашением сторон. Н. гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени), диспозитивные (норма права, предоставляющая сторонам регулируемого ею правоотношения известную самостоятельность в определении их взаимных прав и обязанностей), нормы запрета, нормы обязанности, управомачивающие (предоставляющие возможность действовать).

Закрепление н.п.: н.п. имеют 3 варианта закрепления в статьях н.п.а.

-прямой способ- когда все структурные элементы закреплены в одной статье

-отсылочный, когда элементы н.п.содержаться в разных статьях одного н.п.а.

-бланкетный, когда норма права отсылает к другому н.п.а


 

36. Публичное и частное право.

*Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят конституционное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).

Частное право — это совокупность отраслей — часть системы действующего права. Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. 1.они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. 2.частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. 3.частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

* Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.  частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное – из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).

37. Национальное и международное право. Конституция РФ о соотношении норм международного и внутригосударственного права.

К национальному праву  принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения  внутри данного государства и  отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает  также приоритет норм международного права перед внутригосударственным  правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

* Международное право - Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Нормы международного права  регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными  источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Они распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие; соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством.

38. Нормы права: понятие, признаки и основания классификации.

Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Признаки: Регулирование поведения- НП регулируют поведение людей (в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. Общий характер- Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность- НП обязательны для всех, кому они адресованы. Связь с государством- устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются гос.принуждением. Формальная определённость- фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

Системность. НП взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Классификации норм права

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного, трудового, административного, экологического права и т. д.

По  форме предписания: Императивные (категорические)- не предполагают возможность отклонения от установленных требований; Диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное.

По  форме предписываемого поведения: Управомочивающие - предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие - устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие - устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также "специализированные нормы", которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные - содержат определения юридических понятий; декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи; оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае. По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По  времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

39. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Гипотеза (если…) –указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

В зависимости от количества условий: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы  выражения: Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) –содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания  диспозиции подразделяются на: управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом; обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия; запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) –указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые'- орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например от 3 до 15 лет лишения свободы)' и альтернативные- правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части УК содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

40. Назначение толкования норм права в деятельности юристов-профессионалов

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).


 

41. Способы (приемы) уяснения смысла нормы права. Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя».

Грамматический- предполагает уяснение содержания юр.нормы посредством ее текстуального анализа с помощью правил лексики, синтаксиса и стилистики соответствующего языка. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако они находятся с другими словами в определенной логической связи, вследствие чего приобретают ограниченный и подчиненный общему строю смысл. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается его суть. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права. Примером может служить известный царский указ «Казнить нельзя помиловать». Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Цель- с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Систематический -уяснение смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с иными нормами. Нормы права не существуют независимо друг от друга, а потому для глубокого и полного уяснения смысла нормы недостаточно ее внутреннего анализа, а требуется исследование ее содержания, ее связей с другими нормами.Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. К нему, в частности, приходится прибегать при реализации бланкетных и отсылочных норм. Историко-политическое толкование.- уяснение целей и задач юр.нормы на базе анализа исторической обстановки, в которой она была принята. Реализация правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях. Такое толкование тем более необходимо в условиях, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения. Специально -юридическое толкование. – предполагает уяснение специальных правовых терминов, средств юр.техники ит.д. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Сказанное и обусловливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм. Прежде всего это касается толкования специальных терминов (траст, эмансипация, акцепт, комитент и др.). Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда. Однако если в стране резко меняются общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта непосредственно в его тексте.

42. Виды толкования-разъяснения норм права

*Разъяснение  — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

В зависимости от субъектов  толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают специалистами правоведами(адвокатом, прокурором в судебном процессе и т.д); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм, даётся специалистами научно-исследовательскими учреждениями, учёными - юристами, опытными юристами – практиками в комментариях, лекциях, статьях и т.п.

*Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику и по объему применения.

Официальные толкования законов и других нормативных актов предоставляются издавшими их  или специально на то уполномоченными органами. Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.

По объему применения от нормативных толкований-разъяснений отличаются "казуальные", т.е. относящиеся к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать "разъяснения по вопросам судебной практики", обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.

Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором - в процессе, лектором - в аудитории, журналистом - в газете и т.п.

Особым видом  неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.

43. Толкование нормы права по объему

Использование различных способов толкования позволяет  интерпретатору правильно и полно  выявить волю законодателя, заключенную  в тексте нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т. е. толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм. Дело в том, что «смысл» закона не всегда точно и ясно выражается в его «букве». Единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. А это порождает неизбежность не только буквального, но в отдельных случаях распространительного и ограничительного толкования

Буквальное (адекватное) толкование -полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Например, в ст. 37 Закона РФ о банках и банковской деятельности сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и действительное содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью.

При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями «и т.д.», «и другие». Так, ст. 150 ГК РФ дает перечень нематериальных благ: «жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя»... и далее определяет, что к таковым относятся и «иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага», открывая тем самым возможности для распространительного толкования.

Распространительное толкование возможно и без указания о том в законе. В частности, ст. 1068 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, «причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц». Будет ли возмещен ущерб, если вред нанесен не гражданину, а иностранцу либо лицу без гражданства? По-видимому, здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование.

При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Так, в ст. 34 Семейного кодекса РФ говорится, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью». Однако нередки случаи, когда супруги, не расторгнув брака, проживают раздельно. Является ли при таких условиях нажитое ими имущество совместным? В данном случае, видимо, необходимо толковать норму права ограничительно (т. е. не всякое имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью).

Нормы права толкуются адекватно (буквально), ограничительное и распространительное толкование обычно — исключение из общего правила. Зачастую эти виды толкования есть результат несовершенства законодательства, наличия в нем пробелов, неясных формулировок и т. д. Но иногда законодатель допускает такую возможность умышленно. Однако поскольку в подобных случаях не исключается возможность буквального толкования, единообразная реализация правовых норм затрудняется.

44. Акты толкования права: понятие и виды.

Акт толкования права- это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юр.нормы 

Официальное толкование дается в форме актов, которые  издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила таких актов зависит от полномочий издающих органов. В этих актах содержаться разъяснения, самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Акты оперативно устраняются неточности и неясности в НПА, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) -это с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизация и уточнение их предписаний. Акты действуют в единстве с теми НПА, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения. Интерпретационные акты правотворчества - официальные разъяснения действительного содержания норм права, являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы. Индивидуальные интерпретационные акты - содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным обстоятельствам. Не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Они выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов.

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д. Оно базируется на знании в глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Виды актов толкования: 1.от типов официального толкования- акты нормативного и казуального толкования; 2. от органов, дающих толкование- акты органов гос.власти, судебных органов, прокурорских органов; 3. от предмета правового регулирования- акты толкования УП, административного, гражданского и т.д. 4. от характера- материальные и процессуальные; 5. от формы- указы, постановления, приказы, инструкции и т.д. 6. от юр.природы- интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

45. Материальные и формальные источники  права.

Формы (источники) права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности: - юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям. т.е. реально возникшие правоотношения. прежде всего в экономической сфере; - государство может закрепить или признать в источниках права еще полностью не сложившиеся отношения, способствуя их становлению и утверждению в общественной жизни; - основой возникновения права служит также юридическая практика.

Универсальный характер права как регулятора разнообразных  общественных отношений предполагает широкий спектр источников его формирования. Условно их принято подразделять на: 1. Источники права в материальном смысле. К ним относят: способы  производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, систему хозяйственно-экономических связей, признаваемые государством формы собственности. 2. Источники права в идеальном смысле. Под этим видом источников понимается правовое сознание, признаваемое личностью, обществом и государством. 3. Источники права в юридическом смысле, т.е. форма выражения объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер.

Таким образом, право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, т.е. пройти через его правосознание.

нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы  права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

правовой обычай - это исторически сложившееся  правило поведения, содержащееся в  сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы  права и которым руководствуются  при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз)


 

Вопрос 46. Характеристика основных форм (источников) права.

НПА – выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. За нарушение велений - наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

По юридической  силе: Виды законов: 1) Конституция (закон законов); 2) ФКЗ 3) ФЗ 4) законы субъектов Федерации

Виды  подзаконных актов: 1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления ОМС; 5) решения, распоряжения, постановления ОМС; 6) НА муниципальных органов; 7) локальные НА

В зависимости  от особенностей правового положения  субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: НПА государственных органов; НПА иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); НПА совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); НПА, принятые на референдуме.

В зависимости  от сферы действия НПА на: общефедеральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости  от срока действия на: НА неопределенно длительного действия; временные НА.

Правовой  обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения. например, обычаи, действующие в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи). В международном праве способ создания новых юр-ки обяз-х правил поведения

Правовой  прецедент - это решение суд. органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. 2 вида прецедента: судебный(решение принимаемое по гражд. или угол. делу) и административный (решение принимаемое административным органом или судом). Его наличие свидетельствует о том, что правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.

Нормативный договор - соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Для нормативных договоров характерно: - регулируют устойчивые и типичные общественные отношения; распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц; неоднократно применяются;  содержащиеся в них требования обязательны для исполнения; продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений; содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

пример, коллективный договор, регулирующий отношения между работодателем и работником трудовые, соц-экон-кие и иные взаимоотношения.

Вопрос 47. Нормативно-правовой акт (НПА) как  источник права.

Нормативный правовой акт – выраженные в письменной форме решения компетентных государственных  органов, в которых содержатся нормы  права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. НПА государственными по характеру. издаются органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение велений наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия. НПА официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Законодательством устанавливается также порядок  издания, изменения, отмены НПА.

По юридической  силе две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды  законов:

1) Конституция  (закон законов) 2) федеральные конституционные  законы 3) федеральные законы 4) законы  субъектов Федерации Виды подзаконных актов:

1) указы Президента  РФ - высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;  2) постановления Правительства РФ 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости  от особенностей правового положения  субъекта правотворчества: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости  от сферы действия: общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости  от срока действия: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

48. Отличия нормативных  правовых  актов от иных правовых актов.

Нормативный правовой акт – выраженные в письменной форме решения компетентных государственных  органов, в которых содержатся нормы  права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Все НПА являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются  только органами государства, имеют  волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная  воля. За нарушение велений, содержащихся в НПА, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

НПА является официальным  документом, носителем юридически значимой информации.

Законодательством устанавливается также порядок  издания, изменения, отмены НПА.

НПА отличаются от актов не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.

И НПА и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. С теми и другими связаны определенные юридические последствия. Принципиальное различие в следующем:

- НПА содержат  общие предписания в виде норм  права и рассчитаны на многократное  применение, вторые – предписание  индивидуального характера;

- НПА  адресованы неопределнному кругу юр. и физ. лиц, а вторые – обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (прием и увольнение на работу, выход на пенсию и. т.д.);

- НПА охватывается  широкий круг общественных отношений, а индивидуальными лишь строго определенный вид отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений(подряд, купля-продажа). В тоже время НПА продолжают действовать.

Например, действие такого индивидуального акта (акта применения) как приговор суда прекращается после его исполнения (окончание срока исправработ, срока заключении и т.д.). Однако это не прекращает действие закона, предусматривающего меру уголовного наказания за подобное преступление. Аналогично, например, в трудовом праве- прекращение трудового договора не прекращает действие норм и институтов трудового права.

НПА следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм: если НПА направлены на установление или изменение содержания норм права, то акты разъяснения, прежде всего, направлены на разъяснение смысла, содержания принятых НПА, а также пределов действия ранее установленных норм. При толковании следует придерживаться правила, которое заключается в том, что законы следует разъяснять с намерениями тех, кто их создал, не вносить в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым законом.

49. Система нормативных правовых  актов в РФ.

НПА является официальным  документом, носителем юридически значимой информации. НПА, издаваемые государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министерств, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.

Все НПА подразделяются на два вида: законы и подзаконные акты.Основание их классификации – юридическая сила В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, т.е система расположения, соподчиненности НПА.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами власти, вверху – НПА (законы, указы, постановления и.т.д.), издаваемые высшими представительными  органами. Эти акты- законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.

 Виды законов:

1) Конституция  (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов  Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных  актов:

1) указы Президента  РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления  Правительства РФ - акты исполнительного  органа государства, наделенного  широкой компетенцией по управлению  общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и  постановления местных органов  государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные  акты муниципальных органов;

7) локальные  нормативные акты - это нормативные  предписания, принятые на уровне  конкретного предприятия, учреждения  и организации (например, правила  внутреннего трудового распорядка).

Сложившаяся и  поддерживаемая иерархия НПА имеет  важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и  правоприменения, для создания и  поддержания режима законности и  конституционности.

50. Действие нормативных актов во  времени, в пространстве и по кругу лиц

НА имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие  нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу". Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

НА утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие  НА в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных  актов в пространстве зависит  от: уровня государственного органа, принявшего данный акт; юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные акты высших органов государственной  власти и управления); на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов); на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Существуют спец.НА, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.). Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане РФ, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин РФ совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам РФ, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие НА РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.


 

Вопрос 51. Пределы действия НПА.

Действие права  — это действие составляющих его  разнообразных норм, которые в  официальной форме выражены в  различных нормативно-правовых и  иных правоустанавливающих актах. Действие этих актов имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами, рамками объектов регуляции и кругом адресатов соответствующих норм права. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.

Время вступления в законную силу 1) принятия акта, 2) в самом акте или в акте о введении данного акта, 3) официальное опубликование акта 4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

законы в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ — по истечении семи дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государственной регистрации в Минюсте РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Момент  утраты силы нормативного акта 1) датой истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.

По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеют ни обратной силы. Однако исключения в ряде случаев Так, обратной силой, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

Последующее действие акта (и его отдельных норм) — это так называемое переживание акта, т.е. продление действия («жизни») отмененного акта на отношения, возникшие до момента его отмены. Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства.

Действие  нормативного акта по сфере регуляции определяется объектом правового регулирования, т.е. теми общественными отношениями, на которые распространяется юридическая сила норм данного акта.

По общему правилу, нормы  регулирующие общественные отношения в сфере одного правового института, не распространяют свое действие на отношения в регулятивной сфере других правовых институтов и отраслей. Лишь в некоторых случаях (например, для восполнения пробелов в правовой регуляции) допускается так называемое субсидиарное (вспомогательное) действие тех или иных норм (и актов) вне своей регулятивной сферы.

Действие  нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).

Однако есть ряд исключений: права и обязанности политического характера. и обладающие дипломатическим иммунитетом

специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например работники химической промышленности, ветераны труда, жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, должностные лица, лица призывного возраста, годные к военной службе, и т.д.).

Вопрос 52. Сущность правотворчества и его  виды.

Правотворчество - это деятельность, прежде всего  государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более  широкого процесса - правообразования, выступает как завершающий его  этап. Сущность правотворчества состоит  в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что: оно представляет собой активную, творческую, государственную  деятельность; основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); важнейшее средство управления обществом; уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

принципы: научность; профессионализм; законность; демократизм; гласность; оперативность. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

от субъектов:

1) непосредственное  правотворчество народа в процессе  проведения референдума (всенародного  голосования по наиболее важным  вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

от значимости:

1) законотворчество; 2) делегированное правотворчество; 3) подзаконное правотворчество. Подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Вопрос 53. Коллизии в праве и способы  из разрешения.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения  или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими  одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины коллизий объективный и субъективный характер. К объективным относятся: противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. отставание права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. К субъективным относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.

Способы разрешения и устранения коллизий

Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм, противоречащих друг другу. Наиболее распространенными способами разрешения коллизий являются следующие: 1. толкование; 2. принятие нового акта; 3. отмена старого; 4. внесение изменений или уточнений в действующие; 5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; 6. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7. переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8. конституционное правосудие; 9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; 10. международные процедуры.

На уровне практического  правоприменения руководствуются  следующими правилами:

1. если противоречат  друг другу акты одного и  того же органа, изданные в  разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

2. если коллизионные  акты изданы одновременно, но  разными органами - обладающий более  высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление) - иерархия нормативных актов;

3. если расходятся  общий и специальный акты одного  уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если  разного уровня (коллизии по вертикали), то — общий.

54. Понятие юридической техники её требования.

Юридическая техника - это система средств, правил и  приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях  обеспечения их совершенства и повышения  эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Техническими  средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового  акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного  сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим  правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание  лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью  выражения соответствующих правовых  предписаний;

3) последовательность  в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные  реквизиты (наименование правового  акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и  т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника  подразделяется на следующие виды:

законодательная (правотворческая);

систематизация  нормативных актов;

учет нормативных  актов;

правоприменительная.

Все виды юридической  техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов  до принятия на их основе правоприменительных  актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Вопрос 55. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.

Нормативные акты принимаются различными органами в  разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Поэтому  прежде чем общественные отношения  будут упорядочены, необходимо, чтобы  сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения  доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

виды систематизации: инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации; бывает официальная и неофициальная.

консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей, отраслевой, специальной. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В настоящее  время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются: основы законодательства; кодексы; уставы; положения; правила. Специфическая разновидность приведения в определенную систему нормативно-правовой информации - введение в строй электронной системы классификации правовых актов ("КонсультантПлюс" и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"