Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по правоведению.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

 

45. Предмет, метод, субъекты гражданского  права. Гражданское право — это отрасль частного права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. В предмет гражданского права входят:имущественные отношения; личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Имущественные отношения включают в себя: вещные; обязательственные. Личные неимущественные права, связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности. Указанные объекты носят нематериальный характер и в результате их создания у автора возникают прежде всего неимущественные права на использования объекта определенным способом, право получения вознаграждения. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Гражданско-правовой метод представляет собой такой  способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов  на началах их юридического равенства  способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон. Основными и наиболее важными чертами метода гражданско-правового регулирования являются следующие: 1. равенство участников гражданских отношении. Субъекты гражданского права — физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования — имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения. 2. автономия воли участников гражданско-правовых отношений, означающая способность и возможность лица самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. 3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. 4. защита нарушенных гражданских прав как мера возможного поведения управомоченного лица, которая включает ряд возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях. Участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты. В частности, в этом проявляется равенство участников и диспозитивность норм гражданского права. 5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы.

Субъектом гражданских  правоотношений являются физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические  лица и публично-правовые образования (Российская Федерация; ее субъекты; муниципальные  образования).Юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

46. Хозяйственная деятельность физических  и юридических лиц. Предпринимательская деятельность является разновидностью деятельности хозяйственной. Хозяйственная деятельность-понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, включает в себя деятельность по изготовлению продукции, производству работ, оказанию услуг и т.д. В современных условиях она большей частью принимает форму предпринимательской деятельности. При определении правового положения индивидуального предпринимателя рекомендуется учитывать следующие моменты: во-первых, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством вправе только граждане РФ, во-вторых, к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ и других законов, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц; в-третьих, индивидуальный предприниматель приобретает особый правовой статус, который дополняет общегражданскую правосубъектность гражданина (физического лица). Поэтому, для более успешного изучения правового положения индивидуального предпринимателя, следует ознакомиться с общей гражданской правоспособностью и дееспособностью физического лица. Для изучения этого материала рекомендуется использовать, прежде всего, положения гл. 3 ГК РФ и учебник гражданского права, где данный материал излагается 15 доступной форме. Основными субъектами хозяйственной деятельности являются организации, наделенные статусом юридического лица. При изучений этой темы могут возникнут, трудности, избежать которых поможет определенная логическая последовательность усвоения материала. Мы рекомендуем начать изучение темы с общих для всех юридических лиц положений, при этом опираясь на гл. 4 ГК РФ. В первую очередь, в соответствии со ст. 48 ГК РФ необходимо дать понятия и определить признаки юридического лица, к числу которых относятся: 1) Имущественная обособленность организации, которая предполагает наличие у нее определенного имущества, переданного ей ее учредителями в соответствии с учредительными документами. Таким образом, речь идет об обособлении имущества организации от имущества ее учредителей. Закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе, который следует отличать, от отдельного баланса, открываемого в учетных целях и структурному подразделению юридического лица (см. закон "О бухгалтерском учете"); 2) Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, которая неразрывно связана с имущественной обособленностью юридического лица, которая имеет целью уменьшение риска участия в гражданско-торговом обороте, а значит и ограничение имущественной ответственности для его учредителей. Смысл имущественного обособления и состоит в выделении таких объектов, на которые возможные кредиторы смогут обратить взыскание, с тем, чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей. Именно этим целям служит уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Характеризуя самостоятельную имущественную ответственность, следует иметь в виду, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (ст. 56 ГК), и учредители (по общему правилу) не отвечают но его долгам. Но и в случае установления законом такой ответственности, она всегда носит субсидиарный (дополнительный) характер. 3) Выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Имя юридического лица заключается в ею наименовании, определенном в учредительных документах (ст. 54 ГК РФ). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, на характер его деятельности (в случаях, указанных в законе), и коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование. 4) Организационное единство, которое предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления и структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств), закрепленную в учредительных документах.

 

11. Законность и правопорядок. Правосознание. Законность - это режим реального действия права в государстве. Основными формами проявления законности являются: воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа; верховенство закона, соответствие всех законов конституции - основному закону, а всех подзаконных актов - законам; неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь -государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);  эффективная государственная и общественная зашита действия конституции и законов. К основным принципам законности относятся: единство - одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей; всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество- из нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности); целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

Правопорядок - это состояние фактической урегулированное  социальных связей, качественное выражение  законности. Основными признаками правопорядка являются: его регламентация правовыми  нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством, К главным принципам правопорядка относятся: законность; конституционность; целостность; структурность; иерархичность; нормативность; справедливость; подконтрольность; простота; гарантированность; общеправовые и общесоциальные принципы.

Правосознание - это совокупность представлений  и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение  людей к действующему и желаемому  праву. Правосознание — это одобрительная  или отрицательная реакция людей  на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и  т. п. Правосознание представляет собой  систему таких переживаний и  идей, в которых выражается отношение  людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Как особая форма общественного  сознания правосознание есть осознание  права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или  всего общества относительно права  и его роли. Таким образом, правосознание  как особая форма общественного  сознания характеризуется тем, что: носителем правосознания является человек или общность людей; она  отражает государственно-правовые явления; выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также  юридических понятий и категорий; носит оценочный характер, так  как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью; тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

14. Способы защиты прав граждан.  Система способов и методов  административного воздействия. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства. Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х гг. Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция; органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам.

Среди методов  административно-правового воздействия  по содержанию прежде всего следует  выделить нормативно-правовое воздействие. Нормы актов государственной  администрации информируют о  должном, а также о последствиях неправомерных действий. Способами  нормативного воздействия на субъектов  права являются запреты, ограничения, обязывание, дозволения, рекомендации, поощрения. Структуризация состоит из таких способов: создание организаций, их реорганизация, ликвидация, распределение и перераспределение полномочий, подчинение, изменение подчинения. Существует ряд методов властного административно-правового воздействия, используемых государственной администрацией для выполнения поставленных перед ней целей. В их числе: нормативное регулирование; структуризация (метод организации); легализация; правонаделение; распределение; учет; контроль; убеждение; поощрение; разрешение споров;  принуждение; вооруженное подавление. Первые девять — это методы регулятивной, а последние три — юрисдикционной деятельности. Поскольку каждый метод состоит из ряда способов воздействия, количество последних очень велико. Иными словами, у государственной администрации имеется большой арсенал способов властного регулирования деятельности организаций и граждан. Система используемых способов в отдельных структурах зависит также и от субъективных факторов: качеств руководителей, их оценки ситуации, существующих традиций, воздействия средств массовой информации и др. Но разнообразные приемы воздействия субъекта на объект должны быть не разрозненными, изолированными акциями, а единым процессом использования взаимосвязанных и взаимообусловленных средств осуществления власти. Методы при правильном использовании образуют единую систему способов воздействия, связаны друг с другом. Это не исключает и противоречий, которые возникают, если они применяются либо вопреки объективным условиям, либо необоснованно широко.

 

15. Понятие, признаки, классификация  преступлений. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Формальный признак преступления означает законодательное выражение принципа “ нет преступления без указания на то в законе”, т.е. преступным является лишь то деяние, про которое прямо сказано в законе. Он подразумевает не допущение применение уголовного закона по аналогии, в отличие, например, от гражданского права. Материальный признак преступления предполагает, что преступным может быть только общественно опасное деяние, а также, что не является преступлением деяние, хотя формально и подпадающее под признаки преступления указанные в Уголовном Кодексе, но в силу малозначительности не представляющие общественно опасности. Признаки преступления: 1)Общественная опасность. Степень общественной опасности является количественным показателем, она способствует сравнительному анализу преступлений одного вида, одного и того же характера. Степень общественной опасности учитывается законодателем при дифференциации преступлений на простые, с отягчающими и со смягчающими обстоятельствами. 2)  Уголовная противоправность. Под противоправностью в теории уголовного права принято понимать запрещенность преступления соответствующей уголовно - правововой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность, с одной стороны, означает, что признаки преступного деяния описаны в диспозиции уголовно-правовой нормы, т. е. преступно только то, что запрещено уголовным законом. 3)Виновность. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. 4)Наказуемость. Наказуемость как четвертый самостоятельный признак преступления характеризуется тем, что, во-первых, преступление запрещено законодателем именно под угрозой применения наказания и, во-вторых, лица, преступившие такой запрет, подвергаются реальному претерпеванию наказания. Конечно, наказание претерпевается не во всех случаях.

Под классификацией преступлений понимается разделение их на группы в соответствии с установленным  критерием, единым существенным признаком  для всех преступлений. 1 по категориям: преступлениями небольшой тяжести  признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное кодексом, не превышает двух лет лишения  свободы. преступлениями средней тяжести  признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное кодексом, не превышает пяти лет лишения  свободы. тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых  максимальное наказание, предусмотренное  настоящим Кодексом, не превышает  десяти лет лишения свободы. особо  тяжкие преступления признаются умышленные деяния, за свершение которых настоящим  Кодексом предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более  строгое наказание.2 по механизму совершения: - простое преступление (одномоментное). - Единое сложное преступление. Все преступные деяния подразделяются на умышленные и неосторожные.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"