Шпаргалка по "История государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы н а вопросы по дисциплине "История государства и права".

Файлы: 1 файл

Зачет по ИГПЗС.docx

— 100.50 Кб (Скачать файл)

К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и свободные крестьяне и  ремесленники. В экстренных случаях (прорыв дамбы, углубление канала и  т.п.) в работах участвовали и  представители высших слоев населения. На всех работающих распространялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.

Верхний слой египетского  общества составляли жрецы, чиновники  и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.

Жрецы занимали важное положение в Государстве, их назначали  на видные должности. Особенно усилилось  могущество жрецов в период Нового царства, когда в результате удачных  войн наряду с обогащением царской  казны обогатилась также казна  храмов.

К привилегированной  группе египетского общества принадлежал  египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а  также из высших военных и гражданских  чинов государства, располагавших  колоссальными богатствами в  результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и  военной добычи.

Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось  натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы  с крестьян в свою пользу.

В XVI-XIV вв. до н.э. все  население начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения  получили привилегии и земельные  владения с правом передачи их по наследству, другие - должны были платить оброк  и выполнять физические работы. Воины  наделялись участками земли и  имели право обращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.

Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные  крестьяне и ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле  самостоятельными общинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за пользование  которым уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину. Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, получали от крупного землевладельца дневное пропитание. Они работали на поле и в мастерских в самых тяжелых условиях под  наблюдением специальных надсмотрщиков, нередко прибегавших к побоям. Крестьяне не вправе были уйти с  земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков за несвоевременное  внесение оброков. Позднее это изгнание было воспрещено и заменено телесным наказанием.

В Древнем Египте существовали в довольно большом  количестве и свободные ремесленники. Они работали в государственных  рудниках и мастерских, объединяясь  в группы по 10 человек, каждая - под  наблюдением особых управляющих.

Рабы. Рабовладение в Египте появляется еще до образования  централизованного государства. Главным  источником рабства был военный  плен. Рабами становились не только чужеземцы, но и египтяне, побежденные  в междоусобных войнах. Существовала до определенного времени и долговая кабала в результате утраты свободы  неоплатным должником.

Добытые в войне  рабы формально считались собственностью государства, фактически царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с землей давал некоторое количество государственных рабов. Тяжесть  эксплуатации, которой подвергались не только рабы, но и крестьяне и  ремесленники во всех периодах истории  Древнего Египта, вызывала острую классовую  борьбу. Особенно грандиозным было восстание в середине XVII в. до н. э. О его характере можно судить по двум документам: пророчествам жреца  Нефереху и речению вельможи Ипусера (Лейденский папирус). В этих документах освещение событий дается с явным намерением очернить это народное движение. Тем не менее в них констатируются очень важные факты: была свергнута царская власть, а царское хозяйство было захвачено восставшими. "Восставшие низы поставили свою администрацию и... хотя пашни станет мало, но правителей будет много" (Нефереху). Восставшие скрыли архивы, захватили податные декларации, убили чиновников и взяли их документы. Вместе с землей был возвращен общественный скот, который был в свое время присвоен знатью. "Восставшие взяли в свою администрацию и ... хотя пашни станет мало, но правителей будет много" (Нефереху). Восставшие вскрыли архивы, захватили податные декларации, убили чиновников и взяли их документы. Вместе с землей был возвращен общественный скот, который был в свое время присвоен знатью. "Восставшие взяли в свои руки судопроизводство. Суд стал гласным, и народные массы участвовали в судоговорении" (Ипусер).

Характерно, что Нефереху и Ипусер жалуются на "грабеж". "Похищают имущество знатного человека и передают его бедняку. Собственник понес потерю, а бедняк удовлетворен".

Это восстание потерпело  поражение. Одной из важных причин его  поражения было завоевательное движение кочевого племени гиксосов на Запад в сторону Египта. Под владычеством гиксосов Египет находился около 150 лет. Только после долгой и упорной борьбы египтянам во главе с фиванским номом удалось изгнать гиксосов из страны и восстановить политическую самостоятельность.

Государственный строй  Древнего Египта. Государство в Древнем  Египте имело форму деспотии. В  нем вся полнота власти номинально принадлежала одному лицу, правящему  с помощью более или менее  сложного централизованного бюрократического аппарата (царю-фараону). Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга  в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV - начало III в. до н.э.) насчитывает 30 династий в истории Египта.

Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религиозный культ главы  государства царя-фараона. Необходимость  создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения было основной причиной тенденции к политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати.

В истории Древнего Египта были нередки случаи свержения  фараонов и террористических актов  против них. Самый культ фараона  говорил скорее не о единоличном  господстве фараона, а о теократическом характере коллективного господства жрецов, воинов и чиновников, которые  усиленно внушали трудящимся массам представление о фараоне как  о божестве.

По словам египетских текстов, царь выделял среди миллионов  и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Великой честью считалось дозволение целовать его  ноги. Царь не умирал, а "заходил за свой вечный горизонт". Его дворец считался храмом, а придворный этикет представлял собой религиозный  культ. Обожествление фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались грандиозные гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей  в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Как  сообщает греческий историк Геродот, для сооружения пирамиды Хеопса потребовалось  двадцать лет.

Придворный штат фараона - привилегированная категория  рабовладельцев был образован из прежней родовой номовой знати.

Везир (джати). Уже в Древнем царстве создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя. В исторической и историко-юридической литературе его называют "везир" (египетское наименование "джати" или "тсати"), а иногда - "верховный сановник". 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 4

Естественно, что  для Вавилонского государства стало  неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной  деятельности царей III династии Ура. Необходимость  создания нового свода законов для  своего государства сознавал уже  второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

     Царь  Хаммурапи своим законодательством  попытался оформить и закрепить  общественный строй государства,  господствующей силой в котором  должны были явиться мелкие  и средние рабовладельцы. Какое  большое значение придавал Хаммурапи  своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он  приступил к ней в самом  начале своего правления; 2-й год  его царствования назван годом,  когда “он установил право  стране”. Правда, этот ранний  сборник законов не дошёл до  нас; известные науке законы  Хаммурапи относятся уже к  концу его царствования.

     Эти  законы были увековечены на  большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба  изображён царь, стоящий перед  богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

     Памятник  сохранился, в общем, хорошо. Лишь  статьи последних столбцов лицевой  стороны были стёрты. Очевидно, это  было сделано по повелению  эламского царя, перевёзшего после  своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей. 

Часть 2

Для законов Хаммурапи  характерна глубокая проработка норм, регулирующих Обязательственные отношения. Основаниями для возникновения  обязательств были договор и причинение вреда.

В законах Хаммурапи  имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую  роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети  урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля.

 Законы Хаммурапи  упоминают также различные виды  имущественного найма: помещения,  домашних животных, судов, повозок,  рабов. Законы устанавливают не  только плату за наем вещей,  но и ответственность в случае  порчи или гибели нанятого  имущества.

 Широко был  распространен договор личного  найма. Кроме сельскохозяйственных  рабочих, нанимали врачей, ветеринаров,  строителей. Законы определяют порядок  оплаты труда этих лиц, а  также ответственность за результаты  труда (например, врача в случае  смерти больного).

 Довольно подробно  регулировался договор займа.  Характерной чертой законодательства  Хаммурапи является стремление  ограничить должника от кредитора  и предотвратить долговое рабство.  Об этом свидетельствуют положения  о максимальном сроке отработки  долга (3 года), ограничение процентов,  взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа.  

Вопрос 5

Как и другие древние  кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня  всех тех деяний, которые признавались преступными; ничего не говорится в  Кодексе о государственных и  религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации  можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и  против семьи. 

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится); к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же, образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовре-дительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф. 

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права"