Шпаргалка по «Государственному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

22.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
Действует и противоположный вектор.

Файлы: 1 файл

Практика раздел 1 вопрос 22-32.docx

— 128.57 Кб (Скачать файл)

22.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению. 
Действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий (в частности — экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Самосознание человеческого "я" приводит к тому, что личность воспринимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно определять свои интересы и принимать собственные решения. Это снижает роль национальных и прочих факторов, определяющих поведение человека и консолидирующих людей в общности, разделенные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах. 
Кроме того, в мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения; монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению. 
Взаимодействие этих тенденций более или менее точно выражается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно. 
 
В форме государственного устройства выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать прежде всего по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются: 
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий; 
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования; 
— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти; 
— статус нормативных актов, издаваемых органами территорий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение; 
— юридическое определение статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями; 
— система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят; 
— система привлечения финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения. 
Форму государственного устройства можно обозначить кик характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти. 
По форме государственного устройства государства различаются на: 
1. Федерации и унитарные государства. 
2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политических объединений — союзы государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха. 
3. Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Понятие.

Федеративное государство (от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Классификация.

Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от другого устройства, для федерации характерны:

(1) иерархия  органов управления

(2) разделение  полномочий между всеми уровнями 

(3) институализированная  автономия и определенная степень  независимости каждого уровня.

Разновидности  федераций: 

1) союзная федерация (появилась  исторически первой) создается из  нескольких государств путем  заключении единого федеративного  договора; 

2) смешанная федерация, это  та, которая начала формироваться  как союзная, а продолжила свое  формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР; 

3) Альтернативная федерация  создается на основе уже существующего  унитарного государства, через усиление  полномочий частей унитарного  государства.

Особенности российского федерализма.

По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.

Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.

Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. 

 

 

 

 

24. Формы политического (государственного) режима - это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу:

1 демократические

2 недемократические

-Демократия ("democratia") с греческого - народовластие. "Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти.

-Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может  не прибегать к массовым репрессиям  и пользоваться популярностью  среди широких слоёв населения.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции  и конкуренции.

5. Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы и прежде всего в экономику

6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

 

-Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Важными  признаками являються:

1) всеобщая государственная идеология;

2) монополия государства на средства  массовой информации;

3) монополия государства на все  средства вооружения;

4) жестко централизованный контроль  над экономикой;

5) одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером, то есть  исключительно одаренным и наделенным  особым даром;

6) особо организованная система  насилия, как специфического средства  контроля в обществе;

25. Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организации

Схема исторической эволюции государства состоит из трех этапов.

1 этап. На ранней стадии становления государства сохранились остатки первобытной (военной) демократии, чередовались республиканские и монархические (в античной Европе) деспотические режимы и формы правления. Общество, формирование которого еще не завершилось, резко дифференцировалось не столько на классовые структуры, сколько свободных и несвободных членов. Свободные граждане – это члены общества (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты и т.д.), очевидно делящиеся на правящую верхушку и подчиненные низы (в Риме это патриции и плебеи). Несвободными были рабы, а также различные категории полусвободных (отпущенники и пр.). Общество еще не сложилось, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав людей. Четко различались две функции государства – устройство «общих дел» в сообществе свободных (это не исключало регулирования социальных и классовых отношений) и господство по отношению к порабощенным. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, которые продолжают существовать и на следующем этапе развития государства.

2 этап. В средние века и в начале Нового времени (XVI в.) господствует сильная монархическая власть с преобладавшими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) являлись собственностью монарха («государевы люди в России»).

3 этап. В то время как на Востоке закрепились монархические и деспотические формы государства и стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти, а на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования и общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран.

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась. Государственная власть, реализуемая как единое целое (здесь и единая компетенция советов и их органов), с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда», которое приводит к формированию различных групп органов.

 

26. Основные положения теории разделения властей:

- разделение властей закрепляется конституцией;

- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

- все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Развитие теории разделения властей можно подразделить на четыре этапа:

1. Теория разделения властей  в античной правовой мысли

2. Теория разделения властей  в средневековой правовой мысли

3. Теория разделения властей  в период буржуазных революций

4. Теория разделения властей  на современном этапе.

Закрепление принципа разделения властей в Конституции РФ 93 г

 

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных  договоров о разграничении предметов ведения полномочий.К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления(ст 3).Согласно ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной, и судебной власти самостоятельны». Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Информация о работе Шпаргалка по «Государственному праву»