Юридический факт как основание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Другим аспектом выступает – связь права с жизнью, учет фактических обстоятельств в процессе реализации правовых норм. Правовые предписания исполняются не слепо, они вступают в силу при наличии социальных фактов. В определенных случаях правоприменительный орган может сам уточнить круг фактических обстоятельств, имеющих правовое значение. Факты, с которыми нормы права связывают правовые последствия, называются юридическими фактами.
В связи с этим, целью данной курсовой работы является рассмотрение юридического факта как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика юридического факта как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений 5
1.1 Понятие и признаки юридических фактов 5
1.2 Функции юридических фактов 9
1.3 Проблемы юридических фактов 10
2. События и действия как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений 14
2.1 События как основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения 14
2.2 Действия как основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ(12).doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Категория юридического факта отражает динамику общественных отношений и соответственно правоотношений, важнейшая стадия которой реализация субъективных права и обязанностей.

Условия, сопутствуя возникновению юридического факта, вместе с ним входят в фактический  состав. Если действие, входящее в фактический состав, было совершено с нарушением условий, предусмотренных в нормах права, то и фактический состав может быть признан не имеющим юридической силы. В этой связи нельзя согласиться с утверждением о нецелесообразности включения условий в фактический состав. Правильное понимание роли и значения условия особенно важно при разрешении вопросов, возникающих в стадии реализации правоотношений. Надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей в значительной мере зависят от того, насколько четко определены условия такого осуществления в нормативных и правоприменительных актах (решения органов управления, сделках, договорах и иных актах). Отсутствие в некоторых правоприменительных актах существенных условий реализации правоотношений может лишить их юридической силы. Так, договоры поставки, купли-продажи, в которых не указаны условия о предмете и цене, признаются незаключенными.

В процессе создания юридических норм, разработки и совершенствования  нормативных актов правотворческий  орган должен адекватно создавать предписания, при этом недопустимо ни забегание вперед,  ни отставание от достигнутого уровня социального развития. Для этого нужна полная информация о социальной обстановке действия нормативного акта, финансовых, организационных и иных затратах, которые потребует его реализация; необходимо знать объективные интересы участников правовых отношений, их установки и мотивы деятельности,  изучить возможные побочные последствия и многое другое. Только на базе такой информации можно разработать оптимальную модель правового регулирования, в том числе и модель юридических фактов, способную оказать позитивное воздействие на развитие общественных отношений.

Другим аспектом выступает – связь права с жизнью, учет фактических обстоятельств в процессе реализации правовых норм. Правовые предписания исполняются не слепо, они вступают в силу при наличии социальных фактов. В определенных случаях правоприменительный орган может сам уточнить круг фактических обстоятельств, имеющих правовое значение. Факты, с которыми нормы права связывают правовые последствия, называются юридическими фактами.

В связи с  этим, целью данной курсовой работы является рассмотрение юридического факта как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

 

1. Общая характеристика юридического факта как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений

1.1 Понятие и признаки  юридических фактов

 

В научной и учебной литературе  под юридическими фактами  понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление тех или иных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правового отношения. «Жизненные факты, - отмечал Н.Г. Александров, - сами по себе не  обладают каким-то имманентным свойством быть или не быть  юридическими фактами. Они становятся юридическими фактами только тогда, когда им такое значение придается нормами права. Факты одного и того же вида могут быть или не быть юридическими фактами в зависимости от того, как они расцениваются  возведенной в закон волей господствующего класса».1 Такое понимание юридических фактов позволяет проникнуть вглубь этого явления, исследовать место в правовом регулировании.

Юридические факты – разновидность  социальных фактов. Это явления объективной  реальности, отраженные в системе – законодательстве.

В правовом регулировании юридические  факты выступают, как  правило, в  составе объединений, комплексов фактов. Фактическая предпосылка, состоящая  из одного элемента – юридического факта – сравнительно редкое явление. В.Б Исаков различает две категории фактических комплексов – группу юридических фактов и фактический состав.2

Группа юридических фактов –  это несколько фактических обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и  то же правовое последствие.

От группы юридических фактов фактический состав отличается тем, что его элементы определенным образом связаны в пространстве и времени, взаимообусловлены. Правовое последствие наступает лишь при наличии всех элементов состава в совокупности.

По признаку определенности нормативной  модели юридические факты можно подразделить на определенные (например, возраст) и относительно-определенные – это те, которые конкретизируются компетентным органом в процессе применения нормы права.

По содержанию и взаимоотношению между собой юридические факты бывают первичные и производные. Разновидность производных юридических фактов – расчетные юридические факты. Это фактические показатели коэффициенты, индексы, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств и служащие  основанием для возникновения права на вознаграждение, премию, скидки и т.п.

По признаку документального закрепления  юридические факты могут быть оформленные и неоформленные. Большинство  юридических фактов существует в  оформленном, документально зафиксированном  виде. Но существуют и неоформленные юридические факты. Это например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует часть фактов – правонарушений.

Латентные юридические факты, однако, не следует путать с  презумпциями – предположениями о существовании некоторых фактов (например, презумпция невиновности и др.) «Если предполагаемый факт не подтвердился, будет отвергнут, то – считает А.В. Мицкевич,  - наступают и соответствующие изменения в юридических последствиях. Поэтому презумпция  имеет значение одного из допустимых способов суждения о фактах, но не является самостоятельным юридическим фактом»3.

Классификация юридических фактов  в науке раскрыта  еще не полно, ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке, а также  для уяснения места юридических фактов  в механизме правового регулирования.

Понятие правового регулирования  и связанные с ним категории  имеют методологическое значение для  теории юридических фактов. Для того, чтобы раскрыть роль юридических  фактов в системе правового регулирования, надо рассмотреть их с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования, показать связь юридических фактов с другим элементом этой системы – правовыми отношениями.

К числу юридически значимых относятся  социальные ситуации, урегулированные  с помощью правовых средств –  норм права, правоотношений, актов применения, государственного принуждения и др. или объективно требующие такого урегулирования. Эти ситуации неизбежно затрагивают общественные ценности и блага, охраняемые законом.

Нормативно-правовое регулирование  социально-юридических ситуаций предполагает их типизацию обобщенно, поэтому их необходимо классифицировать. Они могут классифицироваться по социальному содержанию (бесконфликтные, конфликтные); составу субъектов; характеру затрагиваемых ценностей (имущественные, организационные, личные и др.); области социальных отношений, в которой они возникли; отрасли права, которая регулирует разделение данной ситуации; механизму  разрешения и иным признакам.

Ситуационный подход получил заметное развитие в западном правоведении, и до сих пор его значимость велика в юридической науке.

Анализ ситуаций позволяет полнее понять существо юридических фактов, их социальный источник. Понятие «ситуация» позволяет определить место юридических фактов в системе правового регулирования. В этом плане функция юридических фактов заключается в том, чтобы зафиксировать юридически значимую ситуацию.

Ситуационный подход дает возможность  найти единый контекст для рассмотрения юридических фактов и правовых последствий. В этом плане юридические факты  и действия субъектов  «внутри» правоотношения – не разрозненные явления, а звенья единой развивающейся социально-юридической ситуации, элементы ее урегулирования.

Данный подход позволяет точнее обрисовать задачу правоприменительных органов, заключающуюся не просто в том, чтобы зафиксировать наличие юридических фактов, а в том, чтобы установить регулируемую законом социальную ситуацию и разрешить ее.

Отражая возникновение социальной ситуации в сфере правового регулирования, юридические факты выступают  одним из элементов  юридического метода. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Осуществляя субъективную дифференциацию, наделяя участников правовых отношений  неодинаковой правосубъектностью, право тем самым определяет рамки их возможного поведения, в общем виде устанавливает возможность их участия в тех или иных юридически значимых ситуациях. Это первый элемент  юридического метода.

Второй элемент – определение  объектов правоотношений. Третий элемент  метода – закрепление юридических фактов. Устанавливая круг субъектов и допустимые объекты правоотношений, право лишь самым общим образом определяет место социально-юридической ситуации  в системе общественных отношений, дает ее «предварительные координаты». В отличие от этого юридические факты представляют собой круг обстоятельств, непосредственно связанных с данной ситуацией, отражающих специфические  условия ее возникновения.

Содержание метода правового регулирования  не исчерпывается определением социальной ситуации, но должен дать в какой – то  форме модель ее преобразования (урегулирования, разрешения), т.е. определить поведение участников данной ситуации.

1.2 Функции юридических  фактов

 

   Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения прекращения правовых отношений.

Закрепление в нормах права юридических  фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия  при которых, и только при которых могут наступать правовые последствия. Но слову «гарантии законности» можно придать другой смысл. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности (например, основания для отказа в приеме искового заявления, основания для возбуждения и прекращения уголовного дела и др.).

Другая дополнительная функция  юридических фактов связана с  предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В  области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обуславливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать.

Юридические факты осуществляют  и другие дополнительные  функции  – они ограничивают пределы свободного усмотрения, служат предотвращению правонарушений и преодолению их вредоносных  последствий.

Специальные функции юридических фактов связаны с включением  их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. Юридические факты здесь выполняют правопорождающую функцию, которая заключается в том,  что юридические факты могут вызывать наступление промежуточных правовых последствий всего состава в целом. Противоположная данной функции - функция правопрепятствующая, где наличие некоторых фактов  тормозит развитие фактического состава и наступление правовых последствий.

Юридические факты могут выполнять в составе  и другие функции, например, правоуничтожающую и правовосстанавливающую.

В механизме правового регулирования  юридические факты наиболее тесно  контактируют с правоотношениями.

Связь юридических фактов и правового  отношения нельзя рассматривать упрощенно, полагая, что правоотношение возникает «из нормы и юридических фактов»  в законченном виде. Если бы правовая связь всегда существовала в том виде, в каком она первоначально возникла, право утратило бы важнейшее средство оперативного воздействия  на общественные отношения. На практике  видно, что в процессе развития меняется состав субъектов многих  правоотношений, модифицируются их права и обязанности.

1.3 Проблемы юридических фактов

 

В процессе установления юридических  фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти дефекты связаны с содержанием юридического факта (например, отсутствие необходимого стажа), в других  - с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).

Юридический факт дефектен в тех  случаях, когда его признаки не соответствуют  модели, закрепленной в гипотезе юридической  нормы.

Дефектность юридического факта может  быть абсолютной и относительной. Абсолютная – означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может использоваться как юридический факт. Относительная  - это дефектность только для данного правоотношения. Например, непризнание стажа, влияющего на назначение пенсии на льготных условиях, не исключает использование этого юридического факта для назначения пенсии в общем порядке.

Дефектность юридического факта нельзя отождествлять с противоправностью. Противоправность поступка, акта  - это крайняя форма его дефектности. Но последняя может быть вызвана и такими обстоятельствами, которые не расцениваются в качестве правонарушения (отступление от формы акта и др.). Вместе с тем, не все противоправные действия имеет смысл рассматривать как дефектные, ибо ничто не может сделать их правомерными.

Информация о работе Юридический факт как основание