Юридическая техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.

Содержание работы

Введение С. 3
Глава 1. Юридическая техника: общая характеристика
Значение для правотворчества. С.4
Понятие и сущность юридической техники. С.4-6
Глава 2. Средства и приемы юридической техники
Глава 3. Логика, стиль и язык закона С. 14-25
Заключение С.27
Список нормативно – правовых актов, интернет
источников и использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, нормативный документ нуждается и во внешнем единстве, что выражается, например, в единой нумерации статей. Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точной ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление новой статьи в действующий законодательный акт не влечет перенумерации всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то к ее номеру, повторяющему номер предыдущей статьи, добавляется индекс.

Реквизиты юридического документа.

Официальный характер юридического документа обусловливает необходимость его оформления в строго определенной, заранее унифицированной форме, наличие соответствующих реквизитов, четко определенных структурных частей". В настоящее время не выработаны единые требования ко всем типам юридических документов, однако можно назвать следующие обязательные реквизиты любого юридического документа: наименование документа, наименование принявшего документ органа или лица, заголовок (название) документа, дата и порядковый номер документа, фамилия и должность подписывающего, печать или бланк (в отдельных случаях).

Наименование документа.

Каждый орган или должностное лицо может принимать (издавать) строго определенные виды юридических документов.

Возможные наименования документов конкретного органа или должностного лица закрепляются в соответствующем положении об этом органе либо в ином акте, регулирующем его деятельность. Так, акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются в конституциях (уставах) этих субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления — в уставах муниципальных образований.

Неправильное определение наименования (формы) юридического документа может повлечь признание документа недействительным.

Наименование органа или лица, принявшего (издавшего) акт, имеет большое значение, особенно если документ оформлен не на бланке. Отсутствие этого реквизита может явиться основанием признания некоторых актов незаконными.

Заголовок.

Заголовок дает указание на предмет регулирования юридического документа и во многом определяет сферу его действия. С заголовка начинается ознакомление с содержанием документа. Заголовок документа является необходимым элементом учета и систематизации законодательства. Именно по заголовку исполнители могут определить содержание документа и при необходимости быстро его отыскать.

Заголовок должен быть максимально коротким и точным. Если в документе отражено несколько вопросов, то формулируется обобщенный заголовок. Однако длинный заголовок свидетельствует о многотемье документа, а следовательно, о его структурных просчетах. Это может означать, что неправильно определены границы предмета правового регулирования, что автор не знает содержания документа (имеющего излишне длинный заголовок) либо не умеет выразить главную идею документа.

Целесообразно, чтобы заголовки имели не только юридические документы, но и их составные части — разделы, главы, статьи. Это упрощает работу с документами, облегчает поиск и применение конкретной нормы.

Дата документа.

Датой документа являются: дата подписании или принятия, дата события (например, составления протокола об административном правонарушении), дата утверждения (для документов, требующих согласования или утверждения). Процедура принятия или издания юридических документов различна. Для большинства законодательных актов требуется не только принятие их представительным органом, но и подписание главой администрации. Причем законы или регламенты устанавливают четко определенный срок для выполнения каждого из этих этапов. Несоблюдение установленного срока также может рассматриваться как основание для оспариваний законности принятого акта.

Для актов представительных органов различают дату принятия документа, дату его одобрения (если представительный орган имеет двухпалатную структуру), дату подписания. В этом случае датой документа является дата подписания документа.

Следует различать дату документа и дату вступления документа в законную силу. В отдельных случаях эти даты могут совпадать, но, как правило, вступление в силу юридического документа связывается с иными юридическими фактами — с его опубликованием, наступлением конкретного события и т.п.

Порядковый номер.

Порядковый номер документа далеко не всегда является обязательным реквизитом, но актами, имеющими номер, удобнее пользоваться, их легче отыскивать в официальных изданиях и сборниках законодательства.

Однако такой простой способ работы с юридическими документами, как ссылка на порядковый номер, может приводить к ошибкам.

Фамилия и должность подписывающего, печать, бланк (в отдельных случаях). Если юридический документ подписывается не уполномоченным на то лицом (не имеющим необходимого статуса или доверенности), документ считается ничтожным, т. е. не вызывает юридических последствий.

Внутреннее структурное построение

Каждый юридический документ характеризуется определенной последовательностью изложения материала, что проявляется в обязательном структурировании материала. Структура (внутреннее устройство) документа имеет значительные особенности в зависимости от типа документа. Наибольшее внимание уделяется структуре нормативно-правовых актов. Это обусловлено их юридической природой, свойствами, занимаемым местом среди всего массива источников права, а следовательно, и юридических документов.

Законодательные акты подразделяются на разделы, главы, статьи, части, пункты. В отдельных случаях в текст законодательного акта может быть включена преамбула, где разъясняются цели акта, обстановка, в которой он принимался, обозначаются основные намерения. Текст преамбулы не должен содержать нормативные предписания. Включаемые в преамбулу нормы являются, как правило, нормами-принципами, нормами-декларациями.

При определении структуры документа целесообразно руководствоваться принципом сбалансированности. Это означает, что если структура документа предусматривает в нем разделы, главы и статьи, то эта же схема должна выдерживаться на протяжении всего документа. Однако этот принцип не всегда соблюдается.

В большинстве случаев статьи имеют абзацы, которые получили название "части". Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой. Он может состоять из одного или нескольких предложений, последовательно раскрывающих мысль законодателя. Нумерация абзацев (частей) статьи облегчает работу с текстом документа, упрощает восприятие нормативного материала, позволяет в необходимых случаях сослаться на соответствующую часть текста.

Основным структурным элементом законодательного акта является статья. Структуру нормы права схематично можно представить в виде фразы "если — то — иначе". "Если" — условие действия нормы (гипотеза), "то" — само правило поведения (диспозиция), "иначе" — неблагоприятные последствия, возникающие у нарушителя (санкция). Однако норма права не всегда имеет такую трехзвенную структуру.

Существуют различные варианты соотношения нормы права и статьи. В одних случаях норма права и статья совпадают. Это достаточно типичное положение, к соблюдению которого постоянно стремится законодатель. Но не следует возводить такое стремление в абсолют, поскольку иногда целесообразнее включить несколько норм в одну статью или расположить одну норму в нескольких статьях.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил.

Пример. В соответствии со ст. 137 Конституции РФ "изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации". Пока такого закона нет, поэтому реализовать механизм, закрепленный в названной статье, не представляется возможным.

Акты правоприменения в отличие от нормативных включают фактическую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участники), в юридической части дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая информация излагается во вводной и описательной частях правоприменительного документа, а юридическая — в мотивировочной и резолютивной. Эти части должны содержаться в каждом правоприменительном акте.

Структура некоторых актов правоприменения достаточно жестко регулируется действующим законодательством.

Вводная часть посвящается обозначению наименования документа, органа, его издавшего, места и даты издания акта. В описательной части излагается суть фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает нормативную основу акта с указанием норм права, регулирующих рассматриваемый случай, и причин их использования. Резолютивная часть посвящается изложению вывода правоприменительного органа по конкретному делу.

Нормативные правовые акты должны соответствовать нормотворческой технике. Нормотворческая техника - это система правил подготовки совершенных по форме, структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов. Общими требованиями, предъявляемыми к проектам нормативных правовых актов, являются:

  • полнота правового регулирования соответствующей сферы отношений, которая должна обеспечивать отсутствие пробелов и упущений в правовом регулировании, получение исчерпывающих ответов на возникающие вопросы в процессе применения нормативного правового акта, а также предусматривать механизмы реализации их обеспечения в случае нарушения нормативных предписаний;
  • отсутствие противоречий как в самом нормативном правовом акте, так и противоречий нормативного правового акта с системой действующего законодательства Республики Беларусь;
  • ясность, простота и доступность языка изложения нормативного правового акта;
  • логическая последовательность изложения текста нормативного правового акта и связь нормативных предписаний между собой;
  • краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативных предписаний по одному и тому же вопросу;
  • конкретность и точность формулировок правовых норм, единообразие понятий и терминов, используемых в тексте нормативного правового акта.

При изложении текста проекта нормативного правового акта сначала размещаются нормы общего характера, устанавливающие принципы правового регулирования и содержащие правила, которые должны учитываться при формулировании последующих более конкретных норм.

Нормативные предписания общего порядка обычно объединяются в раздел (главу, статью), именуемый "Общие положения".

В отдельные разделы (главы) проекта объединяются нормативные предписания, относящиеся к какому-либо одному правовому институту или вопросу.

В проекте нормативного правового акта, регулирующего порядок той или иной деятельности, нормативные предписания располагаются в порядке последовательности осуществления действий.

Как правило, сначала формулируются нормы, предписывающие, разрешающие или запрещающие определенные отношения (правила поведения), а затем - нормы, обеспечивающие их исполнение.

Нормативные предписания о распространении действия вновь устанавливаемых норм на правоотношения, возникшие до вступления в силу подготавливаемого акта, о сроке вступления в силу акта в целом или отдельных норм, о признании актов утратившими силу или об изменении и (или) дополнении иных актов, поручениях государственным органам (организациям) излагаются, как правило, в виде заключительных положений.

Разделы проекта кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

Проект нормативного правового акта должен точно определять регулируемые им отношения, а также круг субъектов, на которые распространяется его действие (предметная и субъектная сферы действия акта).

В проект не следует вводить положения, регулирующие вопросы, выходящие за пределы установленной им предметной либо субъектной сферы.

При подготовке проекта нормативного правового акта не допускается включение в него норм действующих нормативных правовых актов, за исключением случаев, когда такие акты в соответствии с подготавливаемым проектом предлагается признать утратившими силу или когда воспроизведение норм действующего нормативного правового акта обусловлено необходимостью последовательного изложения нормативных предписаний в проекте нормативного правового акта.

Юридические термины делятся на три разновидности по признаку понятности той или иной части населения: общезначимые - характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем; специальные - обладают особым правовым содержанием; специально-технические - отражают область специальных знаний - техники, экономики, медицины и т.д.

Информация о работе Юридическая техника