Юридическая сила нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Каждый из нормативно-правовых актов имеет свою юридическую силу - пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие любого нормативного акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы.
Момент вступления нормативно-правового акта в силу может определяться следующими способами:
датой принятия или утверждения;
датой опубликования;

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТГИП.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Нормотворчество – это  главным образом государственная  деятельность, завершающая процесс  формирования права, означающая возведение государственной воли в общее правило поведения.

Процесс формирования права  имеет ряд стадий.

1. Возникновение объективно  обусловленной потребности в  регулировании общественных отношений;

2. Целенаправленная деятельность  компетентных органов по выражению  общеобязательной потребности и соответствующих интересов. В общеобязательных правилах поведения – нормотворчество. Нормотворчество имеет три способа:

– правоустановительная деятельность полномочных государственных  органов (например, Государственной  думы в РФ);

– нормотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

– непосредственное нормотворчество  народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни).

Содержание нормотворчества  складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности нормотворческий (правотворческий) процесс. Это своего рода технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов.

Как и во всяком процессе, складывающемся из определенных действий, в нормотворческом процессе можно выделить ряд последовательных стадий:

– законодательная (нормотворческая) инициатива, то есть внесение в правотворческий  орган проекта акта или предложения  об издании нормативного акта;

– разработка проекта  нормативного акта и его предварительное  обсуждение;

– рассмотрение проекта  того акта в том органе, который  уполномочен его принять;

– принятие нормативного акта уполномоченным органом, субъектом;

– доведение содержания нормативного акта до его адресатов.

Нормотворчество может  выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические  нормы, и в виде систематизированного акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Создание систематизированных актов происходит различными путями, один из которых наиболее важный – кодификация.

Кодификация – форма  систематизации путем объединения  нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются  противоречия в нормах, устаревший правовой материал, обеспечивается их согласованность, логичность.

 

Юридическая сила нормативных  правовых актов в Российской Федерации  имеет свои особенности в связи  с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система  нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства  РФ;

нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных  органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции  РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

По вопросам совместного  ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства  РФ;

законы субъектов РФ;

нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных  органов исполнительной власти;

нормативные акты органов  исполнительной власти субъектов РФ;

нормативные акты органов  местного самоуправления;

локальные нормативные  акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

законы субъектов РФ;

нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;

нормативные акты органов  местного самоуправления;

локальные нормативные  акты.

Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение  РФ или совместное ведение РФ и  ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.

Каждый структурный  ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической  связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют  в структурном ряду определенное место и не могут содержать  норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Объединяет все три  структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:

создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который  может отменить антиконституционный  акт;

отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами; наделение Призидента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законом, международным обязательством РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определенные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.

Чтобы выполнить свое предназначение, нормативный правовой акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия. В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной реальности.

Все эти качества придаются нормативному правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т.е. определения тех границ, в  которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила. Юридическое действие нормативного правового акта, таким образом, и означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.

Как оказалось определение пределов действия нормативных правовых актов  очень важно для практической деятельности, особенно это важно  для практической деятельности сотрудников  полиции при определении лиц ответственных за правонарушение и определение нужной нормы для наказания таких лиц.

Определить пределы действия нормативного правового акта - это значит определить силу этого акта.

 


Информация о работе Юридическая сила нормативных актов