Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: направленность нормативно-правовых актов юридической практики на регулирование общественных отношений. Задачи:
Изучить юридическую литературу и документы юридической практики.
Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства.
Методы: Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики.

Содержание работы

Введение
I.Определение сущности права через различные подходы к
правопониманию
I. Функции права
II. Структура юридической практики. Определение и
характеристика видов и форм юридической деятельности
III. Взаимодействие юридической науки и практики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

 

 

II. Структура юридической практики. Определение и

характеристика видов и форм юридической деятельности

 

Для правовой системы общества характерно одновременное  функционирование разнообразных типов, видов (форм) и подвидов практики. И  поэтому здесь необходимо рассмотреть  основные элементы и связи, которые  обеспечивают юридической практике целостность, сохранение объективно необходимых  свойств и функций при воздействии  на неё разнообразных факторов действительности.

В зависимости  от характера и способов преобразования общественных отношений необходимо различать: правотворческую, правоприменительную, распорядительную, интерпретационную  и другие типы юридической практики, а по субъектам – законодательную, судебную, следственную, нотариальную и другие виды практики.

С нашей  точки зрения, главным видом юридической практики является руководящая практика. Это такой вид, под которым, как нам кажется, подразумевается издание законов, различного рода нормативно-правовых актов органами законодательной власти, регулирующие наиболее важные общественные отношения (политические, экономические, социальные, культурные и др.) Это "широкая" практика, установленный государством порядок. К руководящей практике относятся указы президента РФ, постановления Верховного суда.

Примером  руководящей практики может служить  Конституция Российский Федерации, различные кодексы. Верховный суд РФ, например, даёт судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел особой важности в качестве суда первой инстанции.

Пример: В соответствии с ч.2 ст.74 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" во взаимосвязи со ст.3, 6, 79, 85, 87, 96 и 100 названного закона конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным судом РФ, является общеобязательным, в том числе и для судов [23, с.46].

Пример: Указом Президента РФ от 22 сентября 2006г. Правительству России поручено принять неотложные меры по обеспечению безопасности дорожного движения [24, с.50].

Текущий вид практики, на наш взгляд, основывается на руководящей практике, т.к. отдельные министерства, ведомства, организации различных направлений на основе законодательства и в рамках его издают свои, внутриорганизационные приказы, указы, распоряжения, которые охватывают небольшой отрезок времени, издаются, так сказать, на текущий момент. Это узкий вид практики.

Прецедентный вид практики

Анализ  юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что  в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

Важнейшее место среди форм (источников) права  занимает юридический прецедент. Под прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придаёт общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образцом при рассмотрении всех последующих аналогичных дел в будущем.

Прецедент как источник права известен с  древнейших времён. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или  решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Он использовался  также в средние века и во все  последующие столетия. В настоящее  время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

Существует  два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому и уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органов или административным судом).

Наиболее  распространённой формой права является судебный прецедент. Его наличие  свидетельствует о том, что в  странах, где он признаётся в качестве источника права, правотворческой  деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы, т.е. судебная практика является источником права.

Особенность прецедента как формы права состоит  в том, что все последующие  решения могут вносить те или  иные изменения в уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь  становятся также обязательными  и приобретают свойства норм права. Достоинство его в том, что  прецедент более предметно и точно, чем общая норма, способен отразить существо каждого конкретного дела.

В России наличие прецедента как такового официально не является основанием для  принятия решения по тому или иному конкретному делу.

Законодательный вид практики

Законодательная практика – это форма правотворчества, имеющая приоритетное положение  в государстве. Такое положение  объясняется тем, что она формирует основные направления внутренней и внешней политики, конструирует и закрепляет правовые масштабы. При этом её предписания, облечённые в форму законов занимают главенствующее место по отношению ко всем остальным нормам

Правотворческий вид практики

Говоря  о правотворчестве и его особенностях, необходимо отметить, что оно представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

По своей  социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, понимаемый в самом широком смысле слова, её оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции  регламентах, уставах и т.п.

Правотворчество характеризуется тем, что:

  • представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
  • основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого – в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
  • это важнейшее средство управление обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
  • уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.

Субъектами  правотворчества выступают государственные  органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы  и т.п.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при  вынесении законов на референдумы.

Правоприменительный вид практики

Реализация права – это перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижение его (права) целей.

Реализация  права представляет собой необходимую  сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные  акты принимаются для того, чтобы  действовать, упорядочивать общественные отношения.

В юридической  науке сложилось множество в  той или иной мере различающихся  между собой определений понятия "применение права".

Нередко оно понимается как "особая форма" реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями  в пределах их компетенции в форме  властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.

Иногда  применение трактуется как "властная деятельность" органов государства  или иных органов по уполномочию  государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни  общества.

Довольно  часто применение права рассматривается  как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной  юридической и организационной  деятельности "по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов", фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

Эти определения  приведены как иллюстрирующие неоднозначность  и множественность подходов к  понятию "применение права".

В любом  случае особое место применению права  обеспечивает его комплексность, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие  акты.

Говоря  об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права) может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
  2. Правоприменение – одни из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечёт за собой государственное принуждение. Применение права всегда осуществляется от имени государства.
  3. Применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Существует определённая процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц.
  4. Оно направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и юридических обязанностей.

Основываясь на сказанном выше, можно сказать, что правоприменение – это  решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации. Это "приложение" закона, общих  правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. Это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом [9].

Распорядительный вид практики

Под распоряжением  понимается один из видов подзаконных  актов высших законодательных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Мингосимущества  РФ и др.), акт органа власти или  управления, изданный в рамках его  компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических  лиц, которым адресовано распоряжение; обязательное указание, приказ, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива).

Интерпретационный вид практики

Деятельность  подавляющего большинства юристов-практиков  связана с претворением норм права  в жизнь, с реализацией права, в том числе и с правоприменением. Правоприменительные решения выносятся на фактической и нормативной основе. Поэтому у юристов-практиков возникает необходимость в установлении и доказывании фактических обстоятельств (фактическая основа решения) и в истолковании норм права (нормативная основа). Следовательно, интерпретационная деятельность юристов является важной составной частью правоприменительного процесса. Она сопровождает весь правотворческий процесс, а также деятельность по учёту и систематизации законодательства. Истолкование (интерпретация) норм права присуща и другим формам реализации права, например, нормотворческой, законодательной и т.д.

Выбор правовых норм неизбежно связан с уяснением  их содержания. Часто в этом помогают разъяснения нормативно-правовых актов, которые дают разные органы и лица. Деятельность государственных органов, общественных  организаций, отдельных  граждан по осознанию ими действительного  содержания норм называют толкованием  норм права. Толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, особенно в правоприменении, ведь прежде чем применить право, нужно уяснить его смысл. В процессе толкования необходимо определить историко-политические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.

Правильность  и обоснованность истолкования норм права – непременное условие  правильной и эффективной реализации права, соблюдения законности. Любое  неправильное, необоснованное, субъективное истолкование норм права ведёт обычно к нормативно необоснованному решению, к незаконным действиям.

Информация о работе Юридическая практика