Юридическая ответственность военнослужащих и механизм ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие особенностей правового регулирования юридической ответственности военнослужащих.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научных задач:
- сформулировать общетеоретические аспекты понимания категории юридической ответственности;
- рассмотреть основные характеристики юридической ответственности, определяющие ее сущность;
- выявить правовые и содержательные особенности юридической ответственности военнослужащих;

Содержание работы

Введение………………….
1. Общетеоретические аспекты понимания категории юридической ответственности…………………….
1.1. Понятие и виды юридической ответственности
1.2. Принципы и функции юридической ответственности
2. Юридическая ответственность военнослужащих и механизм ее реализации…...
2.1. Особенности юридической ответственности военнослужащих ……..
2.2. Правовой механизм установления и реализации юридической ответственности военнослужащих………………………………………….….
Заключение………………………………………………………….……
Список литературы………………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

Юр_ответств_всл_НР +.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 Военно-уголовное законодательство  Российской Федерации представляет  собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации55.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст.331 УК, определяющая, что «преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».

Особенностью уголовной ответственности военнослужащих является назначение специальных видов наказаний за совершенные ими преступления. Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим (воинскими наказаниями), понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных уголовным законодательством лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы. Воинские наказания предусмотрены главным образом за совершение военнослужащими преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена в главе 33 УК РФ, однако в некоторых случаях эти наказания могут применяться к осужденным военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений.

 К числу таких наказаний  принято относить ограничение  по военной службе (ст. 51 УК РФ), арест в отношении военнослужащих (ч. 3 ст. 54 УК РФ), содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), лишение воинского звания (ст. 48 УК РФ).

 Применение воинских  наказаний в виде ограничения  по военной службе, ареста в  отношении военнослужащих и содержания  в дисциплинарной воинской части  не лишает осужденных статуса военнослужащих. Вместе с тем, во время исполнения этих наказаний ограничивается, иногда весьма существенно, правовое положение военнослужащих в связи с реализацией соответствующих режимных требований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством56.

С учетом специфики функционирования военной организации государства уголовное законодательство предусматривает некоторые особенности в применении к военнослужащим отдельных видов общих наказаний. Допускается ограничение в применении к осужденным военнослужащим обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы (например, ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50, ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 53 УК РФ).

 Другие уголовные наказания (штраф, лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград, ограничение свободы в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, лишение свободы и смертная казнь) применяются к осужденным военнослужащим в полном объеме, без каких-либо изъятий. При этом исполнение одних видов наказаний возможно в условиях дальнейшего прохождения военной службы (в частности, штраф), а других влечет увольнение осужденных с военной службы, прекращение статуса военнослужащих (например, лишение свободы)57.

Особый характер военно-служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью обусловливает необходимость уголовно-правовой охраны интересов военной службы, использования уголовной ответственности как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, а также защиты от преступных посягательств граждан.

Достаточно остро проблема с привлечением к уголовной ответственности военнослужащих стоит во внутренних войсках МВД России.

Несмотря на требования Главнокомандующего внутренними войсками МВД России по профилактике преступлений среди военнослужащих, уровень воинской преступности не позволяет говорить о значительной положительной динамике в этой сфере. Об этом свидетельствуют данные ГК ВВ МВД РФ, приведенные в обзорах «Об осуждении в 2014  году солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту и призыву во внутренних войсках МВД России»58 и «Об осуждении офицеров и прапорщиков внутренних войск МВД России в 2014 году»59.

Следует отметить, что и существующая во внутренних войсках МВД России система противодействия нарушениям коррупционного характера по-прежнему не  обеспечивает в полной мере предупреждение и пресечение таких преступлений, что подтверждается данными обзора «О преступлениях, совершенными должностными лицами внутренних войск МВД России в 2014 году с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности»60.  Статистические данные о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих ВВ МВД РФ приведены в приложении.

 

Таким образом,  юридическая ответственность военнослужащих – это предусмотренная  санкцией  правовой нормы   мера   государственного   принуждения,    в    которой    выражается государственное осуждение виновного  в  правонарушении  субъекта  и  которая состоит в претерпевании им лишений  и  ограничений  личного,  имущественного или организационного характера.

Особенности юридической ответственности военнослужащих, целиком и полностью определяются особым характером государственной военной службы и выражаются в следующем:

- более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией (конкретные составы правонарушений установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный государству, и другими нормативными правовыми актами в военной области);

- более строгая ответственность  военнослужащих за совершение  аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;

- наличие у командиров (начальников) специальных законодательно  закрепленных полномочий по привлечению  военнослужащих к юридической  ответственности;

- наличие специальных  условий для реализации этих  полномочий и применения мер  юридической ответственности;

- наличие специфических  мер юридической ответственности.

Юридическая ответственность военнослужащих является одним из инструментов государственного воздействия на самих военнослужащих, а деление юридической ответственности военнослужащих на виды позволяет более полно рассматривать конкретное правонарушение с позиции виновности и наказания. Она представляет собой важное и необходимое средство охраны воинского порядка, одна из гарантий его стабильности и эффективности. Она в известной мере способствует строгому и точному соблюдению военнослужащими требования законов, военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и начальников и оказывает большое воспитательное воздействие на сознание военнослужащих и способствует строгому и точному выполнению ими своих обязанностей в том случае, если при ее реализации будут строго соблюдаться общие принципы юридической ответственности.

 

2.2. Проблемы реализации

юридической ответственности в отношении военнослужащих

 

Особая исключительность выполняемых Внутренними Войсками МВД РФ задач определила детальную регламентацию всех основных вопросов жизни, быта и деятельности, поведения военнослужащих, а также особенности их обязанностей и юридической ответственности. Так, в ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" записано, что особенности статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по подготовке к вооруженной защите и самой вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Очевидно, что юридическая ответственность военнослужащих определяется в первую очередь административно-правовыми чертами. Однако рассмотрение юридической ответственности военнослужащих лишь под одним углом – с позиций административно-правового регулирования отношений в Вооруженных Силах – было бы неполным, поскольку все виды юридической ответственности, как военнослужащих, так и других граждан, имеют общие признаки: основания, условия и стадии ее наступления, состав правонарушения61.

Юридическая ответственность военнослужащих в своем развитии проходит три стадии: установления, возложения и реализации. Стадии юридической ответственности военнослужащих. Так, основание уголовной ответственности в целом образуют совокупность определенных юридических факторов, обусловливающих возникновение соответствующих правоотношений. При этом всякий факт, имеющий юридическое значение, имеет правовую форму, и в процессе производства им юридических последствий участвуют как его материальное содержание, так и его правовая форма. Поэтому при установлении и реализации любого вида юридической ответственности должны учитываться не только сами явления, факты, детерминирующие ответственность, но также виды и содержание правовых норм, действующих совместно, в единстве с данными явлениями и фактами. Причем ответственность всегда должна рассматриваться в динамике, где каждой стадии ее развития соответствует определенная группа оснований62.

Юридическая ответственность военнослужащих устанавливается путем провозглашения и введения в действие соответствующих законодательных актов, определяющих характер, пределы и условия реализации ответственности. Эти источники правового регулирования в науке получили название правовых оснований юридической ответственности63. Исходя из научных принципов построения системы права, на основании которых все нормативные акты взаимообусловлены, взаимосвязаны и иерархически соподчинены, к правовым основаниям юридической ответственности военнослужащих следует отнести в первую очередь Конституцию РФ, являющуюся фундаментом, базой всего механизма правового регулирования и определяющую основные принципы и общую направленность юридической ответственности военнослужащих. Федеральные законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", также являясь источниками регулирования, определяют в первую очередь позитивный характер различных видов юридической ответственности военнослужащих и устанавливают основные условия ее реализации, то есть указывают, как необходимо и можно поступать, способствуют познанию данной необходимости, воздействуют на их волю.

Стадия установления юридической ответственности военнослужащих предназначена для информирования военнослужащих посредством правовых норм об основополагающих идеях и принципах ответственности, гарантиях прав, свобод и законных интересов граждан РФ, а также о возможности признания их (военнослужащих) виновными в совершении правонарушений64.

Смысл "возложения" юридической ответственности военнослужащих – позитивный: определить, какие последствия, предусмотренные законодательством о юридической ответственности, лицо должно предупреждать, вступая в соответствующие отношения; и при каких условиях оно может быть признано виновным в их наступлении. В данном случае материальным основанием ответственности являются фактические военно-служебные отношения, в которых находится военнослужащий, с учетом наличия у него способности и возможности осуществлять необходимые обязанности (общие, должностные, специальные), реализовывать свои права, предупреждать вредные последствия в виде причинения материального ущерба государству и отвечать за их наступление65. Из этого определения следует единство материальных (фактических) оснований с правовыми, так как правовые нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ и других актов определяют права, обязанности и в целом правовой статус военнослужащих. Правовым основанием на стадии возложения юридической ответственности выступают правовые нормы, регулирующие и охраняющие от посягательств военно-служебные отношения, связанные с сохранностью военного имущества, а также акты органов военного управления, включающие лицо в данную систему отношений.

Завершающей стадией развития юридической ответственности военнослужащих является ее реализация. На данной стадии военнослужащий, находясь уже в рамках военно-служебных отношений, совершает противоправное деяние и по установленным нормативно-правовыми актами военного законодательства правилам и процедуре претерпевает меры государственного принуждения различного характера.

В этой связи важным является вопрос о моменте возникновения такого правоотношения, в рамках которого и реализуется юридическая ответственность негативным способом. Представляется правильным утверждение, что подобное правоотношение возникает только в момент совершения правонарушения. Если же возникновение правоотношения связывается с моментом применения к нарушителю мер государственного принуждения, то при подобном подходе ответственность и правоотношения лишаются объективности, поскольку их существование связывается с актами деятельности правоохранительных органов. Причем правоотношение в таком случае в первую очередь связывается с сознанием и деятельностью работников правоохранительных органов (дознавателя, следователя, судьи). Это может привести к тому, что главное внимание будет уделяться не действиям человека, а теоретическим конструкциям по описанию "преступного результата", что в конечном счете создаст широкий простор для произвола66.

Информация о работе Юридическая ответственность военнослужащих и механизм ее реализации