Юридическая ответственность в избирательном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 05:31, реферат

Описание работы

Обязанности человека и гражданина являются неотъемлемой составляющей их конституционно-правового статуса, служат регулятором вида и меры поведения участников общественных отношений. Везде, где речь идет об обязанностях и их исполнении, обращает внимание М. Строгович, неминуемо присутствует ответственность за должную их реализацию1. Поэтому юридическая ответственность выступает одним из способов обеспечения должного исполнения конституционных обязанностей человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

7c.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, конституционно-правовую ответственность за нарушения избирательного законодательства можно определить как разновидность юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации, которая выражается в отрицательной оценке государством совершенного правонарушения и наступлении неблагоприятных последствий в виде применения мер конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовая ответственность является средством обеспечения должного исполнения конституционных обязанностей человека и гражданина и важной гарантией их реализации. Институт конституционной ответственности требует усовершенствования, в связи с чем представляется необходимым закрепить на законодательном уровне как само понятие, основания и меры  конституционно-правовой ответственности, так и предусмотреть механизмы, позволяющие данному институту  реально воплощаться в жизнь.

2.2. Научно-практические пути совершенствования института юридической ответственности

При изучении института конституционно-правовой ответственности, становится очевидно, что без четкого отражения данного вида ответственности в нормативно-правовых актах будет затруднено развитие как теории юридической ответственности в конституционной сфере, так и ее практическое воплощение.

В российском законодательстве нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, несмотря на установление отдельных мер конституционно-правовой ответственности, соответствующий термин не используется. Поэтому большую важность в развитии данного института приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах.

К примеру, в Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 65-О указывается, что «неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов РФ решения Конституционного Суда РФ дает основания для вынесения Президентом РФ на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) субъекта РФ и возможного последующего досрочного прекращения их полномочий как формы конституционно-правовой ответственности, поскольку действует презумпция конституционности положений федерального законодательства»26. Таким образом, Конституционный суд четко указывает на существование конституционно-правовой ответственности как вида юридической ответственности.

В целях защиты основ конституционного строя необходимо законодательно установить контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение всеми субъектами конституционно-правовых отношений их конституционной обязанности - соблюдение Конституции и федеральных законов и недопущение не соответствующего им поведения. Такой контрольный механизм должен предполагать наступление для нарушителей негативных последствий, включая меры конституционно-правовой ответственности.

Очевидно, что уже давно назрела необходимость систематизации и урегулирования института конституционно-правовой ответственности на законодательном уровне. В действующих нормативно-правовых актах, регулирующих сферу выборов, институту юридической ответственности уделено незаслуженно мало внимания. Такая тенденция наблюдается на всех уровнях законодательства.

К примеру, ФКЗ от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" содержит главу 14. Ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме. Однако, данная глава содержит всего лишь две статьи. Для эффективной защиты избирательных прав граждан этого явно не достаточно.

В ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ответственности за нарушение РФ о выборах и референдумах посвящена только одна статья, которая никак не раскрывает институт юридической ответственности, а лишь говорит, что  ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

Областной закон Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 13.10.2006г. № 113-оз в главе 9 «Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства о выборах» содержит всего лишь одну статью 53 «Ответственность за нарушение настоящего областного закона», которая гласит: лица, виновные в нарушении настоящего областного закона, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Тем самым, законом предусмотрена лишь отсылка к федеральному законодательству, которое, как отмечалось ранее, необходимых дефиниций, исчерпывающего перечня и оснований наступления ответственности за нарушения избирательного законодательства не содержит.

При анализе законодательных актов различных уровней, становится очевидно, что давно назрела необходимость принятия Избирательного кодекса Российской Федерации, как акта, включающего в себя не только основополагающие общие понятия и процедуры, используемые в избирательной сфере, но и четко регулирующего проведение выборов на различных уровнях. Автором предложено примерное Содержание Избирательного кодекса Российской Федерации.

По мнению автора, оптимальным является разделение Избирательного кодекса Российской Федерации на Общую и особенную части.  Предполагаемая нумерация глав и разделов представлена в Приложении 1.

Особое внимание в содержании Избирательного кодекса Российской Федерации автор уделил содержанию Главы 10 Юридическая  ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Для упрощения восприятия предлагаемых законодательных нововведений, условно этим статьям присвоена нумерация с 1 по 2.

Так в статье 1,  целесообразно будет закрепить исчерпывающий перечень видов юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, включив в текст статьи конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного вида юридической ответственности. Предполагаемый текст статьи: «Нарушение избирательного законодательства Российской Федерации влечет применение мер конституционно-правовой, административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и ответственности».

Поскольку конституционно-правовая ответственность по сей день остается спорным видом юридической ответственности, и ее понятие не содержится в иных нормативно-правовых актах (как, к примеру, понятие административной и уголовной ответственности), необходимо ее законодательно закрепить в отдельной статье Избирательного кодекса РФ «Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного  законодательства». Предлагаемый текст статьи:  «Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного  законодательства представляет собой разновидность юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации, которая выражается в отрицательной оценке государством совершенного правонарушения и наступлении неблагоприятных последствий в виде применения мер конституционно-правовой ответственности». 

В Особенной части Избирательного кодекса Российской Федерации следует четко и максимально полно систематизировать законодательные положения, регулирующие приведение Референдума Российской Федерации, а также проведение выборов трех уровней: федерального, регионального и местного.

Принятие Избирательного кодекса Российской Федерации, содержащего положения, четко регламентирующие институт юридической ответственности за избирательные правонарушения, послужит дополнительной гарантией защиты конституционный прав граждан, в том числе права избирать и быть избранным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития российского общества настоящая работа по теме «Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства» является актуальной и научно обоснованной.  В исследовании достигнуты все поставленные задачи, а именно: рассмотрены понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права и определено ее место в правовой системе Российской Федерации; определены возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства и выявить особенности их реализации; выявлены проблемы, влияющие на применение юридической ответственности в избирательном процессе. Особое внимание в работе уделено конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства: определены типы и особенности конституционно-правовой ответственности.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендация по совершенствованию российского законодательства в области защиты избирательных прав граждан. Разработаны конкретные предложения по совершенствованию избирательного законодательства в сфере защиты избирательных прав граждан. Целесообразным будет принятие Избирательного кодекса Российской Федерации, как единого нормативного акта, регулирующего сферу  выборов. Важно то, что данный нормативный акт позволит более подробно регламентировать институт юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства. Тем самым, защита конституционный прав граждан будет более эффективной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Избирательный кодекс Российской Федерации.

 

Содержание предлагаемого законодательного нововведения

Предлагаемая нумерация

1

В целях систематизации нормативно-правового материала, регулирующего избирательные права граждан закрепить в Общей части Избирательного кодекса РФ Главы следующего содержания.

Общая часть

Раздел 1. Основные положения

Глава 1. Избирательное законодательство

Глава 2. Задачи и принципы избирательного законодательства

Глава 3. Гарантии и права граждан Российской Федерации при реализации права избирать и быть избранным в Российской Федерации

Раздел 2. Выборы и Референдумы Российской Федерации.

Глава 4. Порядок и сроки назначения выборов.

Глава 5. Избирательные комиссии, комиссии референдума.

Глава 6. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума.

Глава 7. Финансирование выборов и референдума

Глава 8. Организация и порядок проведения голосования

Раздел 3. Защита избирательных прав граждан

Глава 9. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Глава 10. Юридическая  ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

 

В целях увеличения эффективности защиты избирательных прав граждан, закрепить в Главе 10«Юридическая  ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах» статью, устанавливающую исчерпывающий перечень видов юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства.  Отдельной статьей в качестве особого вида ответственности, не упоминающегося в других нормативно-правовых актах, закрепить конституционно-правовую ответственность. В отдельной статье закрепить исчерпывающий перечень мер конституционно-правовой ответственности.

Глава 10. Юридическая  ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Статья 1. Виды юридической ответственности за нарушение избирательного  законодательства.

Статья 2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного  законодательства.

Статья 3. Меры конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного  законодательства.

 

 

2

В целях наиболее полного регулирования выборов различных уровней, систематизации избирательного законодательства, выделить Особенную часть, разбив по главам выборы федерального, регионального и муниципального уровней.

Особенная часть

Раздел 4. Проведение выборов и референдумов Российской федерации.

Глава 9.Референдум Российской Федерации

Глава 10. Федеральные выборы

Выборы Президента Российской Федерации

Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации

Глава 11. Региональные выборы

Глава 12. Муниципальные выборы

 

Федеральный закон «О введении в действие Избирательного кодекса Российской Федерации».

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

1Строгович М.С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. N 5. С. 72.

2Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г. С. 47.

3В.В.Игнатенко. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе. Иркутск 2003. С. 4.

4Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 390.

5Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб.пособие. М.: РАА, 2001. С. 369.

6Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб.для вузов. М.: Юристъ, 2002. С. 337.

7Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. С. 24.

8Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) \\ "Российская газета", N 106, 15.06.2002.

9Доклад Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Организация открытого публичного процесса рассмотрения жалоб», подготовленный для Международной конференции «Обмен лучшим практическим опытом», 24 января 2011 года, Индия, Дели // http://www.cikrf.ru

10Там же

11 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ В Лукина от 6 марта 2012 г. "Закон сильнее власти"// СПС Гарант http://www.garant.ru/hotlaw/federal/385912/#review

 

12Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12. 2005 г. N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова\ "Российская газета",12.01. 2006 г., N 2

13Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учеб. Пособие\В.В. Пылин. – Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – С. 721.

14Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2006. №6. С.12.

15 Орлов Д.В. Специфика юридической ответственности за избирательные правонарушения // Электоральное поле России и стратегии избирательных кампаний: Сборник статей. — Н. Новгород, 2009. - С. 92-95.

16Воробьев Н.И., Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под редакцией Н.И.  Воробьева). - Система ГАРАНТ, 2011 г.

17С.Д. Князев Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме /"Журнал российского права", N 2, февраль 2008 г.

Информация о работе Юридическая ответственность в избирательном законодательстве