Характеристика демократического политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:37, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;
3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

Содержание работы

1 .Общие причины возникновения государства………………….……… 3
2 .Характеристика демократического политического режима…………..7
Список литературы ……………….………………………………..…........11

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет юридический

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине: «Теория государства и права »

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ст. гр. ЮВ13-8_____

(группа)

_Жапова Ж.А.____________

(фамилия, инициалы)

 

Проверил _Мамкина И.Н._______

(должность, ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

 

 

 

Чита

2013 

 

Содержание

 

1 .Общие причины возникновения государства………………….……… 3

2 .Характеристика демократического политического режима…………..7

Список литературы ……………….………………………………..…........11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие причины возникновения государства.

Процесс формирования государства  в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы  возникновения государства оказывали  влияние различные факторы, такие  как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

Причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. 
          Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосудар-ственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. 
          Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. 
          Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения. 
          На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. 
          Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства. 
          По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса,  в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. 
          По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России). 
          Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

 
          Вывод.

Таким образом, на этапе  производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристики демократического политического режима

 

Понятие "демократия "(от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании  народа в качестве главного источника  власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.   

       Характерные черты.   

• избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;   

• наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;   

• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;   

• многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;   

• принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;    

• отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

          Условия функционирования демократического режима.   

› наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;    

› отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;   

› наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;   

› наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;   

› гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим  работает эффективно только в том  случае, если граждане имеют право  и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического  режима. Эволюция значения · термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции демократии начался с  Великой французской революции. С тех пор демократия рассматривается  как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического  движения, отвергающего монархию и элитарность.

          Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

          Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти - народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.     

Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории, отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выражение на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.    

Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов.    

Элитарная теория демократии. И. Шумпетер, последователь данной теории, игпользует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.   

 Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: "Демократический метод - это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурент той борьбы за голоса народа".    

Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теэрия трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два. направления в трактовке демократического .правления-ортодоксатьное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштенн, К. Каутский).   

 В ортодоксальной интерпретации  власть народа устанавливает  только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.    

 Социал-реформаторы понимали  демократию как определенную  форму компромисса, соглашения  разнородных: социальных сил.  Цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.   

 Каждая из этих моделей  демократии имеет свои достоинства  и недостатки. Как политический  режим демократия менее всего  подходит для радикального решения  стратегических проблем, поскольку  требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.   

 Демократия как сложная форма  взаимоотношений власти и граждан  представляется уязвимой в изменяющихся  условиях, но достаточно эффективной  в высокоорганизованных, плюралистических обществах.  

 

Вывод.

Демократический государственный  режим является наиболее прогрессивной  ступенью в развитии государственно-правового  режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась  демократия.

 Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Глебов А.Н. Новое поколение учебников по теории государства и пава /А.П. Глебов//Государство и пряво.-1997.
  2. Сырых В.М. Логические основания общей теории права / В.М. Сырых.-В2т.-М.:2002.Т.1.
  3. Интернет-ресурсы: http://vse-uchebniki.com , http://slovari.yandex.ru/

 



Информация о работе Характеристика демократического политического режима