Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение регулятивных норм в государственном управлении.
Реализация данной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1) изучить виды регулятивных норм;
2) рассмотреть право как основную регулятивную подсистему в государственном управлении;
3) исследовать управленческую деятельность и государственный режим;
4) изучить классификацию форм и методов управленческой деятельности государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Регулятивные нормы....................................................... ...................................4
1.1. Виды регулятивных норм................................................................................4
1.2. Право как основная регулятивная подсистема в государственном управлении....................................................... .......................................................6
2. Государственное управление...........................................................................10
2.1. Управленческая деятельность и государственный режим.........................10
2.2. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства....................................................... .....................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... .............................................16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ....................................................... .....

Файлы: 1 файл

кр тгу.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Регулятивные нормы....................................................... ...................................4

1.1. Виды регулятивных норм................................................................................4

1.2. Право как основная регулятивная  подсистема в государственном  управлении....................................................... .......................................................6

2. Государственное управление...........................................................................10

2.1. Управленческая деятельность  и государственный режим.........................10

2.2. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства....................................................... .....................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... .............................................16

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ....................................................... ...........................17 
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права. Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений.

Целью данного исследования является изучение регулятивных норм в государственном управлении.

Реализация данной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

1) изучить виды регулятивных  норм;

2) рассмотреть право как  основную регулятивную подсистему  в государственном управлении;

3) исследовать управленческую  деятельность и государственный режим;

4) изучить классификацию форм и методов управленческой деятельности государства.

 

1. Регулятивные нормы

 

1.1. Виды регулятивных норм

 

Государственное управление - это распорядительная, организационная, контрольная и иная деятельность; это процесс сознательного воздействия субъектов государства на общественные отношения, связанный с организацией труда и взаимодействия людей, обеспечением потребностей и интересов народа, направленный на достижение общественно значимых целей.

Важнейшее значение для регулирования этой деятельности имеют различные правила, нормы. В обществе существует много разных правил, которые используются в управленческой деятельности. Значительную роль играют нормы морали, особенно на том уровне, где управленческая деятельность смыкается с публичной политикой (например, нарушение моральных заповедей или невыполнение обещаний, данных главой государства, правительством, депутатами, неэтичное публичное поведение высших должностных лиц государства оказывает прямое влияние на отношение граждан к государственной власти, к выполнению ее требований). Доверие и объективная информация, соблюдение требований морали со стороны руководителей и подчиненных необходимы на всех ступенях государственной службы, а также между управляющими и управляемыми.

Данные юридические нормы делятся на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление  условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому регулятивные нормы  называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие  участникам общественных отношений права и возлагают на них обязанности. Тем самым их поведение  регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные  меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера  и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.

Регулятивные нормы делятся на:

- обязывающие;

- запрещающие;

- управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, то есть не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, то есть допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта повеления, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться  рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких- либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность  вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие  нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Если нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).

Вся эта классификация помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование, изучать и в необходимых случаях обосновано критиковать законодательство.

 

1.2. Право как основная регулятивная подсистема в государственном управлении

 

Основным регулятором государственного воздействия является право. В конечном счете, многие другие нормы восходят к праву, например, стандарты утверждаются правовыми актами, а некоторые нормы морали с течением времени становятся правовыми.

Право - это система государственных или санкционированных (утвержденных) государством норм, обязательных правил поведения, выражающих, с одной стороны, общие интересы всего данного политического сообщества, а с другой - волю доминирующего в государстве определенного социального слоя, исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государственным принуждением. В данном определении - несколько его составляющих.

Первый элемент права - это правовая норма. Право представляется наблюдателю как огромное число самых различных правил, которые установлены или санкционированы органами государства. Правовые нормы содержатся в письменных правовых актах и иных документах (кроме устных норм обычного права). Важнейший правовой акт - конституция государства. Далее следуют законы парламента, указы главы государства, постановления правительства. Особое место занимают постановления органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), публично-правовые договоры. В некоторых странах (в основном - странах англосаксонского права) правовые нормы содержатся в судебных прецедентах (решения высших судов, которым должны следовать нижестоящие суды, рассматривая аналогичные дела), в религиозных источниках (в мусульманских странах - в Коране), в международно-правовых актах, ратифицированных данным государством. В единичных странах в качестве источника права при решении дел в суде используется правовая доктрина (выводы выдающихся ученых-юристов). Локальными (местными) источниками права могут быть акты субъектов федерации, политических и иных автономий, акты органов местного самоуправления (в том числе их основополагающие акты - уставы).

Правовые нормы являются обязательными, их следует соблюдать, ими должно руководствоваться под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя со стороны государства. Эти правила регулируют, например, порядок выборов в парламент, регистрацию граждан по месту жительства, ответственность президента, наследование имущества, порядок приема на работу и т.д. Поскольку такие правила регулируют общественные, а не сугубо личные отношения людей, они имеют социальный характер. Все они в какой-то мере составляют часть организующей, упорядочивающей деятельности государства, хотя к собственно управленческой деятельности относится их меньшинство. Подавляющее большинство норм гражданского или трудового кодексов, кодекса о браке и семье не регулируют порядок осуществления государственной власти, управленческую деятельность органов государства или государственных служащих.

Норма права в своей полной форме включает три составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза определяет условия применения нормы, диспозиция определяет характер действия или бездействия, санкция - ответственность (наказание, иной ущерб) за нарушение нормы.

Второй элемент, составляющий определение права, - его системный характер. Право должно составлять непротиворечивое единство норм, институтов, отраслей, охватывающих системным регулированием жизнь общества, тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правовыми нормами. Противоречия норм ведут к хаосу.

Третий элемент - волевой характер права. Это связано с тем, что право направляет поведение людей, их различных коллективов, регулирует деятельность органов государства. Право формировалось постепенно, вырастая из доправовых социальных норм, обычаев. Они выражали волю всего неполитического сообщества людей данного племени, территории. По мере выделения элиты и формирования в обществе социальной асимметрии многие социальные нормы сохранили свой «общечеловеческий» характер, но некоторые из них трансформировались под влиянием доминирующего социального слоя или создавались под его влиянием как защищающие прежде всего его интересы.

Юридически правовые нормы творятся публичной властью. Они могут и непосредственно создаваться волеизъявлением народа (референдум), но, по общему правилу, право, вырастая из потребностей жизни, юридически формулируется государством, оно создает или санкционирует нормы, призванные регулировать, направлять поведение людей в нужном ему направлении. Государство выражает в праве государственную волю с учетом интересов различных социально-политических сил.

Четвертым элементом в определении права являются общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, демократии, общего блага и др.). В современных условиях право, чтобы быть правом, должно им соответствовать, они имеют огромное ориентирующее значение и в государственном управлении. Введенный в определение права элемент соответствия его общечеловеческим ценностям имеет принципиальное значение для определения характера правовой системы в той или иной стране.

Право неодинаково, а то и принципиально различно в демократических и тоталитарных государствах. Наконец, право отличается от других социальных норм, действующих в обществе (морали, обычаев, традиций и др.), тем, что его выполнение обеспечивается государственным принуждением. Разумеется, принуждение не всегда необходимо. Напротив, огромное большинство правовых норм выполняется людьми сознательно и добровольно. Добропорядочные граждане не крадут вещи друг у друга, платят налоги, установленные законом, соблюдают правила дорожного движения, материально поддерживают престарелых родителей и т.д., иногда даже не зная, что во многих случаях их действия регулируются правом.

Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

При нарушении правовых норм устанавливается юридическая ответственность. Она не ограничивается моральным осуждением со стороны общества, окружения человека, как это бывает в случае нарушения норм морали, а предполагает государственные санкции. Санкции могут быть уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми.

2. Государственное управление

 

2.1. Управленческая деятельность и государственный режим

 

Государство, его органы, государственные служащие функционируют в определенной среде, включающей огромное количество слагаемых – от географических условий до политической и правовой культуры населения. В результате деятельности органов государства, должностных лиц в стране складывается тот или иной государственный режим - обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

В зависимости от содержания этих форм и методов в стране может существовать тоталитарный, авторитарный или демократический режим. Данное понятие тесно связано не со структурной, организационной стороной государства, а с динамической стороной государственной власти, характеризует функциональный компонент государства как системы. Формы и методы деятельности государства лишь в своей основе обусловлены функциями, т.е. основными направлениями деятельности государства. Абсолютной предопределенности в данном случае нет. Политическая функция предполагает дозволение, равно как и функция социальная.

Информация о работе Государственное управление