Государственное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:18, лекция

Описание работы

Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
Государственное управление в США.
Государственное управление в Италии.
Государственное управление во Франции.
Государственное управление в Германии.
Государственное управление в Великобритании.

Файлы: 1 файл

2 Тема 2 . Гос. упр. в зарубежных странах.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)
    • принятие участия в законодательной деятельности;
    • обладает правом законодательной инициативы;
    • участие в осуществлении исполнительной власти в Федерации;
    • Фед. надзор за Землями и др.

Согласно поправке к Основному закону, предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать Парламент – совместный комитет, создаваемый на случай чрезвычайного положения. Он состоит из 48 членов: 2/3 депутатов Бундестага, 1/3 членов Бундесрата.

Исполнительная власть.

Фед. Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению фед. Президента избирает фед. Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются фед. Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят фед. министры, которые возглавляют обычно фед. министерства. Но бывают министры без портфеля (по особым поручениям). Канцлер одного из министров назначает своим заместителем ( вице- канцлером).

Руководящее положение в Правительстве занимает канцлер, власть которого усилена за счет полномочий Президента, Парламента и министров. В результате, канцлер – становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Следовательно, основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.

Именно Канцлер, а не Парламент и не Правительство осуществляет основной курс, общую политическую линию фед. правительства.

При осуществлении своих полномочий канцлер опирается на вспомогательный аппарат, который подчиняется ему непосредственно. Он состоит из 3 ведомств:

    • служба фед. канцлера;
    • служба прессы и информации фед. правительства;
    • фед. разведывательная служба.

В компетенцию Правительства входит:

    • вопросы внутренней и внешней политики;
    • вопросы экономического, социального и финансового характера;
    • обладает правом законодательной инициативы;
    •   контроль за органами управления в Землях;
    • контроль за исполнением законов Землями;
    • с согласия Бундестага издавать постановления, административные предписания, имеющие силу закона.

 

 

Федеральный Президент.

Согласно Основному закону главой ФРГ является федеральный Президент. В ФРГ он занимает более сильное место в государственном механизме, так как часть полномочий перешла к федеральному Канцлеру. Президент ФРГ избирается специальным органом, который называется федеральное собрание. Он создается только для выборов Президента.

Состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель (выборные законодательные органы земель). Руководит собранием Председатель Бундестага. На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40 лет. Выдвинуть кандидатуру может каждый член федерального собрания. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов членов собрания. Срок полномочий – 5 лет, с правом повторного переизбрания.

Президент наделен полномочиями в области внутренней политики:

    • подписывает законы;
    • может опротестовать принятый Парламентом закон перед федеральным конституционным судом;
    • выдвигает кандидатуру на пост Канцлера;
    • назначает и увольняет федеральных чиновников,
    • федеральных судей;
    • офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министром);
    • осуществляет право помилования;
    • награждает орденами и медалями и др.

В области внешней политики:

  1. представительство федерации в международных отношениях;
  2. назначение и отзыв послов;
  3. заключать договор с иностранными государствами (обычно нуждается в ратификации Парламента).

«Резервные» полномочия Президента:

    • требовать созыва Бундестага;
    • он может распустить Бундестаг (например, если Бундестаг не избрал Канцлера большинством голосов);
    • может объявить состояние законодательной необходимости;
    • объявить с согласия Канцлера «состояние обороны».

Федеральный Президент не имеет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием.

Судебная власть.

Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат . В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов. Трое судей в каждом из Сенатов избираются из членов пяти высших судов страны:

    • Федеральных судебных палат;
    • Федерального административного суда;
    • Федерального финансового суда;
    • Федерального суда по трудовым делам;
    • Федерального суда по общественным вопросам.

Срок полномочий этих судей не менее 3 лет. Остальные 5 мест каждой из палат должны занимать лица, имеющие юридическое образование. Судьи не могут входить ни в Бундестаг, ни в Бундесрат. Их срок полномочий 12 лет.

Кроме федерального конституционного суда в Германии различают еще 5 верховных судов; каждый из которых в отличии от федерального конституционного суда возглавляет систему соответствующих судов. На федеральном уровне для обеспечения федерального правосудия в отношении всех федеральных судов образуется Сенат.

Федеральная счетная палата – высшее федеральное ведомство, подчиненное федеральному законодательству; возглавляет Президент.

 

    1. Государственное управление в Великобритании.

По форме правления Великобритания представляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или минестереализм.

В  Великобританской конституции, как единого акта, регулирующего общественное и государственное устройство, не существует. Поэтому формирование государственного устройства и основных институтов власти строится на основе писанного и неписанного права. Монарх является главой государства и формально источником суверенной власти.

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти. Особенности принципа проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

    • Члены Правительства являются членами законодательных органов власти;
    • Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и внешней судебной апелляционной инстанцией Великобритании;
    • Тайный Совет – совещательный, исполнительный орган при монархе – в лице своего судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решение церковных судов и медицинских трибуналов.

Законодательная власть.

Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов полоты общин соответствует количеству избирательных округов ( в 1997 – 659).

Из числа ее членов избирается Спикер палаты общин, который обладает большим авторитетом и обеспечивает связь между общинами монархом  и перед остальными институтами власти.

Спикер по истечению срока его полномочий получает титул барона, становясь членом Палаты лордов пожизненно. Правом голоса не обладает. В работе Спикеру  помогают 3 его заместителя и клерк – должностное лицо, одновременно выполняющие функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности возложены на пристава.

В составе данной Палаты функционируют следующие комитеты:

    1. комитеты всей Палаты (это форма работы используется для принятия решений конституционного значения);
    2. постоянные комитеты (для рассмотрения конкретных законопроектов), эти комитеты не специализированны;
    3. отобранные комитеты (осуществляют функции делегированные им Палатой общин):
    • комитеты, рассматривающие частные законопроекты
    • комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по вопросам будущих законопроектов
    • сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов
    • комитеты по контролю за деятельностью министерств, эти комитеты специализированны
    1. совместные комитеты обеих Палат Парламента ( для рассмотрения неполитических вопросов и законопроектов некоторых видов).

Палата лордов – вторая палата Парламента, в настоящее время имеет 4 вида членства:

    1. духовные лорды, не являются пэрами – 28
    2. лорды–юристы – 12, не являются пэрами
    3. наследственные пэры (более 60% Палаты)
    4. пожизненные пэры (около 30 % палаты) – даруется монархом по рекомендации Премьер-министра и не передается по наследству.

Активное участие в работе принимает меньшая часть палаты, в основном это пожизненные пэры и лорды-юристы.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-Канцлер, который имеет двух заместителей, назначается монархом с согласия Премьер-министра, сроком на 5 лет. Он не обладает аналогичными полномочиями, как Спикер Палаты общин. Лорд-Канцлер не является номинальной фигурой, а наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни.

 

Лорд-Канцлер:

    • имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства
    • Палата лордов заседает как комитет всей Палаты
    • Оценивает запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям
    •   Является главным советником правительства по вопросам правосудия и применения Конституции
    • возглавляет судебную власть, когда Палата лордов заседает в качестве высшей апелляционной инстанции в судебном Комитете Тайного совета при монархе
    • является Председателем апелляционного суда и Председателем Канцлерского отделения Высокого суда
    • играет определяющую роль в назначении судей
    • издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы её компетенции. Наиболее важными являются : Комитет по науке и технологиям; Комитет по вопросам ЕС.

Функции Палаты лордов можно представить в виде 3 основных групп:

    1. Законодательные;
    2. Контрольные (создание Комитетов и контроль за деятельностью министров Правительства)
    3. Судебные.

Монарх.

Монарх – это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов власти. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом, формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива». Другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Сегодня любое из полномочий монарха, входящие в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества Палат.

Различаю 2 основных вида прерогативных  полномочий монарха: личная; политическая (полномочия в области внутренней и внешней).

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом:

  1. прерогатива в области управления:
    • право монарха назначать и увольнять министров
    • руководство вооруженными силами
    • управлять собственностью короны
    • назначение Епископов
    • жалование почетных званий
    • чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны
  1. прерогатива в судебной области:
    • монарх – источник справедливости
    • право помилования при активном участии министра внутренних дел
  1. законодательная прерогатива:
    • право монарха созывать и распускать Парламент
    • право подписи законопроектов принимаемых Палатами  Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем:

  1. право объявления и заключения мира
  2. право заключения международных договоров
  3. право решений по аннексии и уступки территории (насильственное присоединение земель другого государства)
  4. право направления и аккредитации дипломатических представителей
  5. право на признание зарубежных государств и Правительств.

Информация о работе Государственное управление в зарубежных странах