Государственное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:18, лекция

Описание работы

Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
Государственное управление в США.
Государственное управление в Италии.
Государственное управление во Франции.
Государственное управление в Германии.
Государственное управление в Великобритании.

Файлы: 1 файл

2 Тема 2 . Гос. упр. в зарубежных странах.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Лекция № _2___ Государственное управление в зарубежных странах.

План.

  1. Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
  2. Государственное управление в США.
  3. Государственное управление в Италии.
  4. Государственное управление во Франции.
  5. Государственное управление в Германии.
  6. Государственное управление в Великобритании.

 

 

1вопрос. Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства

 

Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего Правительство носит название Совета Министров. Кабинет министров образуется при всех формах правления и может иметь статус, как высшего органа исполнительной власти, так и совещательного органа при главе государства. Статус и фактическая роль государства, порядок формирования определяется, прежде всего, формой правления, а также особенностями правового режима и политической практики, которая сложилась в данной стране.

Правительство при Парламентской форме правления.

В Парламентских республиках (Франция, ФРГ, Индия) Правительство формируется Парламентом и несет ответственность перед ним. Право на формирование приобретает та партия или коалиция партий., которая имеет большинство мест в нижней палате Парламента. Порядок формирования Правительства не отличается большим разнообразием. В начале назначается глава Правительства (в Индии председатель Совета Министров, в Австрии и Германии – канцлер), который занимается формированием персонального состава Правительства. В отдельных странах, кандидатуру председателя Правительства предлагает Президент (Италия, ФРГ), но решающее значение это не имеет, так  как решающую роль имеет Парламент. Согласно Конституции вся полнота власти принадлежит Парламенту. Правительство должно строго следовать той политике, которую определил Парламент. Однако, доминирующее положение в реализации деятельности Правительства оказывает партийная дисциплина, а не разветвленный аппарат. В последнее время в странах с Парламентской формой правления наметилась тенденция к усилению исполнительной власти. Фактически политическое руководство осуществляется Правительством, если оно формируется коалицией партии, то сильна роль Парламента. Правительство является подотчетным Парламенту.

Правительство при Президентской форме правления.

Президентская форма правления характеризуется соединением функций главы государства и главы Правительства в руках Президента, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. Президент сам формирует Правительство, назначает и смещает министров с должности. Правительство как высшего коллегиального органа исполнительной власти в Президентских республиках не соответствует, так как вся полнота власти принадлежит Президенту. Он согласно Конституции исполняет её единолично, определяя не только основные направления политического курса, но и делегируя министрам те или иные полномочия, которые традиционно входят в круг их полномочий. Фактически Правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и не имеет конституционного статуса. В Президентских республиках взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на основе доктрины разделения властей, который отрицает или ограничивает влияние законодательной власти на исполнительную, ограничивает участие в деятельности исполнительной власти. Отвергает институт ответственности Правительства перед Парламентом. Не признаёт за президентом право роспуска законодательного органа, устанавливает требования несовместимости мандатов.

Однозначно определить роль Правительства в Президентских республиках очень сложно. В условиях демократического режима Парламент сохраняет достаточный вес и влияние, имеет возможность оказывать воздействие на политический курс, проводимый исполнительной властью. А в государстве, где устойчива социально-экономическая обстановка или огромное влияние церкви, армии на политическую жизнь роль Правительства      возрастает, а Парламент как бы остается в тени.

Смешанная или Президентсо-Парламентская форма правления.

Смешанная форма правления включает в себя элементы как Президентской, так и Парламентской республик.

Правительство при Конституционной монархии.

Место и роль Правительства при конституционной монархии во многом соответствует той модели, которая функционирует в государственном механизме Парламентской республики. В таких государствах, как Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония глава государства практически отстранен от участия в осуществлении государственной политики. Формально он сохраняет право назначать главу министров, однако, занять эти должности могут лишь те лица, которые образуют соответствующий поддержкой парламента. Все акты главы государства должны быть заверены главой Правительства и соответствующим Министром.

Глава Правительства и компетенция Правительства.

Глава правительства практически при всех формах правления сосредотачивает власть в своих руках по управлению государством. Он становится полноправным руководителем государства и многие полномочия осуществляет единолично.

Компетенция: формирование государственного аппарата и руководства,  или исполнения законов; составление и исполнение бюджета; осуществление внешней и внутренней политики; принятие нормативных актов, конкретизирующих, а нередко и замещающих законодательные акты.

 

2 вопрос. Государственное управление в США.  

 

США является Президентской республикой, в которых взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти. В соответствии с Конституцией США в руках Президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Ограничено участие Комитета в формировании Правительства. Также отвергается ответственность Правительства перед Конгрессом. За Президентом не признается право роспуска Конгресса. Не допускается совмещение должностей в различных ветвях власти.

Законодательная власть – Конгресс США.

Конгресс США состоит из двух палат: палата представителей и сенаторов. Палата представителей является органом общенациональных представителей. В состав Палат представителей входят 435 депутатов, которые избираются сроком на 2 года. Помимо полноправных членов Правительства, избирается по одному депутату от федерального округа Колумбия и4 острова не имеют права голоса. Верхняя палата – сенат, является органом Правительства штатов. В состав Сената от каждого штата избираются по 2 депутата. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, но каждые 2 года обновляется 1/3 состава, что придаёт особый статус постоянно действующего органа.

Заседание палат проводится открыто, но допускается проведение закрытых заседаний. Руководство Палаты представителей возглавляет спикер. Он избирается от партии большинства в начале I-ой сессии нового созыва. Спикер считается 3-им человеком в государстве после Президента и Председателя верховного суда США. Во главе Сената по Конституции стоит Вице-президент. Он может вести заседание палаты, однако, лишен права голоса. Но это не значит, что он его вообще не имеет. Его голос имеет решающую роль в том случае, когда голоса сенаторов делятся поровну. Фактически полномочия Палаты осуществляет временный председатель, который избирается Сенатом для ведения дел Палаты в отсутствии Вице-президента.

Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, которая включает:

  • постоянные Комитеты Палат;
  • объединенные;
  • по расследованию;
  • специальные;
  • согласительные.

Палата представителей имеет 22 Комитета, а Сенат  -16 постоянных Комитетов. В Конгрессе существует разветвленная система вспомогательных органов:

  • генеральное отчетное управление;
  • управление технологических оценок;
  • бюджетное управление Конгрессом;
  • исследовательская служба Конгресса;
  • законодательный совет и совет по законодательному пересмотру.

Компетенция Конгресса США.

   Конгресс имеет право:

1. Вводить и взимать пошлины, налоги, сборы и акцизы для  того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие.

  1. Занимать деньги под гарантию.
  2. Регулировать торговлю с иностранными государствами.
  3. Чеканить монету и регулировать её ценность.
  4. Предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящихся в обращении монет США.
  5. Упреждать почтовые службы и почтовые дороги ( контролировать).
  6. Содействовать развитию науки.
  7. Упреждать суды нижестоящие по отношению к Верховному суду США.
  8. Объявлять войну.
  9. Формировать и содержать армию, создавать и обеспечивать флот.
  10. Осуществлять исключительную законодательную власть по всем вопросам в отношении того округа, который в следствии уступки отдельным штатам и её принятия Конгрессом станет местом пребывания Правительства США.

Исполнительная власть в США.

Правительство кабинетов и Совета министров в том значении, которое оно имеют для большей части государств , в США не существует.

В США исполнительную власть в целом осуществляет Президент. Согласно Конституции США, Президентом может быть избран любой гражданин США , старше 35 лет и проживающем на территории США не менее 14 лет.

Согласно с Президентом избирается Вице-президент, они принадлежат к единой и той же партии, но не могут быть жителями одного штата. Президент избирается на 4 года и в не более чем на два срока. В случаях преждевременной смерти или отставки прежнего Президента, президентский пост занимает вице-президент. Общий срок его полномочий должен быть не более 10 лет. Президент выбирается коллегией выборщиков ( 538 человек). Для избрания Президента и Вице-президента необходимо большинство голосов выборщиков. Если ни один из трёх претендентов не набирает большинства голосов, то Президент избирается палатой представителей.

В Палате представителей голосование проводится по штатам, причем в независимости от численности депутатов, каждый штат имеет 1 голос. Побеждает тот, который набирает большинство голосов штатов.

Компетенция Президента США.

Она весьма обширна. В неё входит следующий круг полномочий:

1.Президент принимает самое  непосредственное участие в законодательных процессах, все принятые Конгрессом Билли, направляются на утверждение Президенту. В случае не подтверждения Билля, он идет на доработку в Конгресс.

Большинство под законных актов Президент издает самостоятельно, причем часть из них, по своему значению приравнивается законом созданных конгрессом. Президент имеет право издавать служебные виды актов:

    1. Исполнительные приказы.
    2. Правила и положения.
    3. Прокламации.
    4. Планы реорганизации.

Помимо нормотворческой деятельности Президент обладает правом назначения на высшие государственные должности. Это происходит по совету и согласию Сената.

Так же Президент обладает широкими полномочиями в области политики:

    1. освобождает и назначает послов;
    2. освобождает и назначает иных полномочных представителей консулов
    3. Имеет право заключать международные договора, которые должны быть одобрены Сенатом; 
    4. Имеет право заключать исполнительные соглашения.

Президент стоит во главе огромного внешнеполитического аппарата – Государственного Департамента. Это дает ему самостоятельность в решении многих вопросов без согласия Сената.

Исполнительные органы власти.

В настоящее время система органов исполнительной власти включает такие  звенья, как:

  • исполнительное управление Президента
  • министерства
  • независимые агенты
  • Правительственные корпорации

Исполнительное управление Президента было образованно в 1939 году. Основными его функциями были: консультирование Президента, разработка общего политического курса и координация деятельности различных звеньев.

В состав исполнительного управления входят:

    1. Служба Белого дома;
    2. Служба вице-президента;
    3. Административно-бюджетное управление;
    4. Совет экономических консультантов;
    5. Совет национальной безопасности;
    6. Управление специалистов на торговых переговорах;
    7. Управление по вопросам политического развития;
    8. Управление по качеству окружающей среды;
    9. Управление по науке и технологии;
    10. Административная служба.

Информация о работе Государственное управление в зарубежных странах