Государственное управление в области иностранных дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Любое государство осуществляет как внутренние функции в пределах своих границ, так и внешние функции, связанные с проведением экономической и иной политики во взаимоотношениях с другими государствами, международными органами и организациями, защитой национального общественного строя, своих интересов и неотчуждаемости территории. Это вызывает у государства необходимость в организации специальных государственных органов управления, обеспечивающих решение внутренних дел и иностранных дел.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами 5
1.1 Организационно-правовая система управления 5
1.2 Органы управления иностранными делами Российской
Федерации 9
Глава 2. Министерство иностранных дел 16
Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти. Структура МИД 16
Взаимодействие с Федеральным Собранием, политическими партиями и институтами гражданского общества 24
Защита интересов соотечественников за рубежом. Россотрудничество 27
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

Министерство иностранных дел Российской Федерации подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В своей деятельности Министерство иностранных дел Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В систему Министерства иностранных дел Российской Федерации входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее именуются - загранучреждения), территориальные органы - представительства Министерства на территории Российской Федерации, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации на территории Российской Федерации, созданные для обеспечения деятельности Министерства (далее именуются - организации, находящиеся в ведении министерства).

Государственным органом при Министерстве иностранных дел Российской Федерации является Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентр). Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Росзарубежцентра и контроль за ней2.

Основными задачами Министерства иностранных дел Российской Федерации являются:

  • разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
  • реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
  • координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
  • дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей российского государства за границу и руководителей иностранных государств и международных организаций в Россию, а также на освещение хода визитов;
  • содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;
  • информирует загранучреждения по вопросам внешней и внутренней политики;
  • обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации;
  • обеспечивает постоянное хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров Российской Федерации, материалов архивов внешней политики России, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении;
  • осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, загранучреждений, территориальных органов - представительств Министерства на территории Российской Федерации, организаций, находящихся в ведении Министерства, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров дипломатической службы;
  • организует на территории Российской Федерации и за рубежом консульскую работу, оказывает в установленном порядке консульские, информационно-консультационные и иные виды услуг;
  • осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
  • подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также по внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению деятельности Российской Федерации в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом;
  • координирует международную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
  • обеспечивает деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом;
  • оформляет в установленном порядке паспортно-визовую документацию;
  • обеспечивает осуществление дипломатической курьерской связи с использованием мер и средств по охране дипломатической почты при ее транспортировке;
  • оказывает содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции контроль за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций;
  • выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Говоря о зарубежных органах внешних сношений необходимо отметить, что зарубежные органы для России, ее внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности имеют не менее важное значение, чем внутригосударственные. Рассмотрим основные из них.

Дипломатическое представительство - это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Установлены следующие виды дипломатических представительств:    1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии - представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России.

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел3.

По постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. при посольствах Российской Федерации в государствах СНГ, в странах Балтии и в КНР учреждаются представительства Федеральной миграционной службы России.4

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств. Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице консульства, консульские агентства. В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге - США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Пскове - Латвии; в Астрахани - Ирана; в Екатеринбурге - США и Великобритании; в Тюмени - Украины; в Новосибирске - ФРГ; в Иркутске - Монголии; в Хабаровске - КНР; во Владивостоке - США, Японии и т.д.

В составе посольств иностранных государств в Москве работают консульские отделы.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульские функции условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

      - выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

      - оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

      - оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

      - выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств - членов.

 

Глава 2. Министерство иностранных дел

2.1. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти. Структура МИД

Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

МИД России подведомственен Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации. МИД России (в 1946-1992гг. МИД РСФСР) был образован как Народный комиссариат иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал параллельно с МИД СССР. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент.

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят:

  •  центральный аппарат;
  • загранучреждения;
  • территориальные органы;
  • организации подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.

МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Обязательному согласованию с МИД подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени РФ и Правительства, а также межведомственные протоколы, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений. Распространение официальной информации относительно внешнеполитического курса России осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.5

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации.6

Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:

  • разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
  • реализация внешнеполитического курса РФ;
  • координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней поли тики РФ и выполнение международных обязательств РФ;
  • обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
  • содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Информация о работе Государственное управление в области иностранных дел