Государственная власть и методы её осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть свойства государственной власти и методы её осуществления.
Задачи курсовой работы:
-охарактеризовать понятие и свойства государственной власти;
-рассмотреть основные признаки государственной власти;
-изучить методы осуществления государственной власти;
-рассмотреть разновидности государственной власти;
-дать характеристику государственной власти в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

курс. гос. власть.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Политико-правовое значение принципа сдержек и противовесов в практике разделения властей при внимательном рассмотрении показывает, что является законодательным основанием данного принципа, какая правовая норма или политическая парадигма, - то есть, что является источником его практической реализации. Применительно к законодательству Республики Казахстан таковым является в первую и исключительную очередь Конституция страны.

В парадигмальном, концептуальном плане  рядом с ней может быть указана  демократическая политическая доктрина, концепция правового государства, исповедуемая политической элитой страны, в первую очередь Президентом, который по Конституции есть гарант эффективного функционирования всех властных структур и ответственен за деятельность этих структур и институтов перед народом. Другими субъектами-носителями данной демократической доктрины правового государства являются, как известно, законодатель и исполнительная власть, партии и общественные движения, включенные в политический процесс как приверженцы демократических идеалов общественной жизни.

Власть, какими бы эффективными ни казались "сдержки" и "противовесы" относительно ее ветвей, не может быть расширительно  раздроблена до бесконечности. В отличие, например, от экономических структур, политическая структура не может быть расширена до бесконечности, так как она основывается не на производительной силе человека, которая в принципе представляется как действительно безграничная. Из всех видов управления людьми и их организации национальное государство наименее приспособлено к неограниченному росту, поскольку лежащее в его основании подлинное согласие не растяжимо до бесконечности. В противном случае мы получим схему тоталитарного государства, которое легко фальсифицирует под "согласие" общества любое свое диктаторское поползновение.

Отдельного внимания заслуживает  анализ пространства власти и в плане  обнаружения действия принципа сдержек  и противовесов при рассмотрении вертикальной и горизонтальной иерархии власти и структур, ее составляющих. О.Т. Касымжанов полагает, что при этом принцип сдержек и противовесов играет значимую роль не только в горизонтальной плоскости, на уровне "равнозначных" ветвей власти (например, "Парламент -Правительство - Верховный суд"), но и в вертикальной плоскости - например, при передаче части полномочий с общегосударственного на местный уровень власти в вопросах формирования бюджета, управления территориями, сбора налогов и т. д. Здесь, на "вертикали", также происходит санкционированный конституционно-правовым и иным законодательным образом обмен символическим властным "капиталом", перераспределение точек его функционального приложения и др. [9,c.58].

Одно из основных предназначений принципа сдержек и противовесов состоит  в предусмотрительном противостоянии возможным попыткам или процессам узурпации власти в стране. При его помощи государство конституционно закрепило и законодательно и практически поддерживает то справедливое состояние, согласно которому необходимо сдерживать власть и свободу некоторых, чтобы обеспечить свободу всех. В основании такого положения дел лежит принципиальное признание права в его изначальном смысле - как Jus, то есть "права-справедливости", - поскольку демократическое государство становится и является сильным, если оно опирается на Право.

Итак, исходя из реальной ситуации, можно сказать, что идея и практика строительства правового государства и дальнейшего развития суверенитета Республики Казахстан в первую очередь связаны с созданием условий для предотвращения дисбаланса между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти и "подтягиванием" роли судов. Институтом, в силу его специфичности и фундаментальности, являющимся универсально общественно значимым для - решения проблемы, бесспорно является Конституция нашей страны.

 

3.2 Государство как основной  институт народовластия

 

Государство как основной институт народовластия характеризуется  тем, что создается для организации  и управления жизнью народа на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Эффективность государственной власти в значительной степени определяется способностью выстроить приоритеты, соответствующие ценностям данной культуры. Для решения ряда задач в условиях рынка государство должно быть сильным. Это значит, что в государстве должна быть сильная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кусаинов Д.О. полагает ошибочным тезис о том, что вести речь о сильном государстве в условиях демократии нецелесообразно. Данный вывод обосновывает следующими обстоятельствами. Исследуя роль государства в преобразовании общества в странах Азиатско-Тихоокеанского региона можно заключить, что система управления этих государств развивалась как синтез национальных идей и лучших достижений западного мира и является примером для многих других незападных стран и народов, которые могут пойти примерно по такому же пути [12,c.31]. Важнейшим признаком народовластия является признание народа каждой конкретной страны носителем верховной власти. Разные народы могут по-разному трактовать содержание и формы народовластия. В то же время перспективы становления народовластия в значительной степени зависят от сознания народа, степени его готовности принять основные принципы и нормы рынка и демократии.

Государство в своей сущности принадлежит  народу. Потому контроль со стороны общества и граждан над государственными органами во всем мире признается как мера, направленная на предотвращение нарушений закона и злоупотреблений полномочиями и обязанностями. В условиях демократии государство, безусловно, является институтом народовластия, иначе теряется смысл народовластия. Но эта точка зрения имеет право на существование только тогда, когда государство реально формируется народом. Государственная власть в условиях народовластия - это великая конструктивная и созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств и др.

Государственная власть, ее полноценность  во многом зависят от исторических, социально-культурных, национальных традиций. Если власть опирается на традиции, то они укрепляют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Укрепление государственной власти - требование времени. В этом заинтересованы как общество, так и все институты народовластия - партии, политические движения, общественные организации, ветви власти. Только в активном и сильном государстве они могут рассчитывать на реализацию своих интересов, а органы государства -направить свою энергию на благо народа. Полагаем, что каждый шаг правительства, принятый закон должен проходить общественную экспертизу. В условиях народовластия подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых прав.

Во всем мире политические партии сохраняют свое значение в жизни  общества, прежде всего как основное орудие, способ выражения воли избирателей.

Для граждан политические партии есть институт, посредством которого обеспечивается участие в государственной жизни  и происходит влияние на государственную  политику.

Демократия требует не только заинтересованного, но и просвещенного участия граждан в политической жизни. Сознательное участие граждан в политическом процессе позволит определить истинную сущность политических партий, которые ведут борьбу за власть и соревнуются за государственные посты, оказывая воздействие на общественное мнение.

Одним из обязательных атрибутов народовластия  являются общественные объединения  или неправительственные организации  НПО.

Сегодня в Казахстане большое значение придается росту авторитета и  влияния негосударственных некоммерческих организаций. Политические партии и негосударственные, неправительственные общественные организации, по мере становления и укрепления их авторитета в обществе, явятся основным инструментом общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур.

В республике создана и совершенствуется правовая база деятельности НПО и  сегодня необходимо реализовать  на практике те положения, которые закреплены э законодательстве. Роль НПО в  формировании институтов народовластия  определяется их функциями и, прежде всего формированием институтов государственной власти, осуществлением общественного контроля над государственной властью. К ним относятся профсоюзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и др.

НПО являются субъектами власти, однако они должны ограничиваться влиянием на власть, оставаясь при этом вне  нее. Их задача заключается в том, чтобы отражать самые разнообразные  социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Государство заинтересовано во взаимодействии негосударственными некоммерческими  организациями. Если государство хочет  обеспечить преемственность власти, увидеть свое будущее, то ему следует  установить диалог с НПО.

При демократии НПО являются не посредниками, а партнерами власти. В то же время  государство и НПО должны взаимно  дополнять, помогать друг другу, но не противостоять друг другу. В противном  случае, когда НПО начинают вмешиваться  во внутреннюю и внешнюю политику, диктуют органам государства свои условия, покушаются на суверенитет и стабильность государства, происходит нарушение порядка, установленного конституцией.

 

Заключение

Таким образом, можно согласиться  с выводом Ж. Бюрдо, "власть, есть социальный феномен в первую очередь по двум основаниям. С одной стороны, она не может зародиться вне общества, поскольку не может проявиться иначе как посредством социальных отношений, с другой стороны, без власти, действительно деятельной, общество есть неподвижное тело, неспособное удовлетворять своему назначению, которое есть постоянное действие".

Действительно, любая человеческая общность имеет свою форму власти, власть присутствует на всех уровнях  отношений между людьми и их объединениями: сколько существует человеческое общество - столько существует власть.

Властные отношения складываются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка, а это осуществляется не только центральными органами власти, т.е. в масштабах всего общества, но также в определенной общности, и даже в таких социальных формах, как семья, малая группа. В рамках социальных институтов властные отношения выражаются в функции воспроизводства определенного типа общественных отношений. Поэтому власть, как уже отмечалось, есть выражение объективной потребности каждой социальной целостности в саморегуляции и самоорганизации.

К общим, традиционным методам осуществления  государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Правовым признается государственное  принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Власть, в том числе государственная, есть всегда двустороннее (с доминированием воли властителя) взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Разновидности государственной власти определяются по разным основаниям: способам господства социальных сил в обществе; полномочиям органов государства; территориальным масштабам их деятельности и т. д.

Это господство может осуществляться через тоталитарную, авторитарную, демократическую государственную власть.

Практика строительства правового государства и дальнейшего развития суверенитета Республики Казахстан в первую очередь связаны с созданием условий для предотвращения дисбаланса между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти и "подтягиванием" роли судов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Акульчев А.А. и др. Эффективность государственной власти: модели, критерии, факторы/ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки.- 2004. - N 1. - С. 34-49
  2. Алайдар А.А. Правовое государство и некоторые особенности его формирования  // Вестник КазНУ. Сер. Юридическая.- 2009. - № 4. - С. 24-27.-
  3. Алексеев С.С. «Государство и право», М.: Гардарики.-1997
  4. Ахметов К. Разделение власти: теория и казахстанский опыт // Мысль.- 2005. - N 3. - С. 32-44.
  5. Бейсенова А.У. Теория государства и права. - Алматы: Атамура. - 2006
  6. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти// Вестник МУ.-серия право.-2004.-№1.-С.91-99
  7. Гайков В.Т. Основы государства и права.- Р/нД: Феникс.-2003.-704 с.
  8. Калишева Н.Х. Проблемы становления казахстанской государственности// Вестник КазНУ. - серия юридическая.-№3.-2002.-с.75-77
  9. Касымжанов О.Т. Государство как основной институт народовластия//Вестник КазНУ. - серия юридическая.-№3.-2010.-с.57-59
  10. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права.- М: Зерцало, М.,1997
  11. Корельский В.М. Теория государства и права.- М: НОРМА.-2003.-616 с.
  12. Кусаинов Д.О. Вопросы модернизации государственного управления в Республике Казахстан//Вестник КазНУ.-серия юридическая.-№1.-2008.-с.30-32
  13. Лазарев В.В. «Теория права и государства», Новый юрист,1997
  14. Нугманова К. Государство и гражданское общество в социальной системе // Евразийское сообщество: Общество. Политика. Культура.- 2003. - N3. - С.33-40

Информация о работе Государственная власть и методы её осуществления