Государственная тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего, правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационными и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется Федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ 3
СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ. 6
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ 8
РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ 13
ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ 17
СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 27

Файлы: 1 файл

гос тайна.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

Если орган или организация, получившие запрос, неправомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых  сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления  передается в орган государственной  власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос.

 

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может  быть обжалована в суде. При признании  последним необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

 

 

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется посредством их передачи между субъектами, круг которых, а равно и основания передачи очерчены в Законе РФ «О государственной тайне». Согласно разделу V названного Закона передача сведений, составляющих государственную тайну, возможна путем:

 

- взаимной передачи сведений  органами государственной власти  и организациями; 

 

- передачи сведений в связи  с выполнением совместных и  других работ; 

 

- передачи сведений другим государствам.

 

Под взаимной передачей сведений, составляющих государственную тайну, понимается передача секретной информации, осуществляемая органами государственной власти и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, определены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с последующими изменениями). Так, полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающими достижения атомной науки и техники, имеющими важное оборонное и экономическое значение или определяющими качественно новый уровень возможности создания вооружения и военной техники и(или) принципиально новых изделий и технологий, наделены Минатом России, Минобороны России, Минэкономразвития России в рамках их компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе.

 

Передача сведений может осуществляться различными способами, например, с помощью услуг федеральной фельдъегерской связи или путем сдачи носителя сведений по акту приема-передачи, оформленному в установленном порядке.

 

Органы государственной власти и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. При этом руководители запрашивающей стороны несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для взаимной передачи подобного рода сведений органам государственной власти и организациям является наличие у них лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ, понимается передача секретной информации заказчиком этих работ организациям или гражданам, осуществляемая с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Эти сведения подлежат передаче только в объеме необходимом для выполнения заказанных работ.

 

До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у исполнителей работ – организаций лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.

 

Организациям, в том числе и  негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ, например, в рамках государственных заказов, и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, предоставлено право заключения договоров об оказании услуг структурными подразделениями по защите государственной тайны, которые созданы в государственных организациях В данном случае в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну обеих договаривающихся сторон, делается соответствующая отметка.

 

В договорах на проведение совместных и других работ должны быть предусмотрены взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите указанных сведений. Организация контроля за эффективностью других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с условиями заключенного сторонами договора.

 

При нарушении исполнителем обязательств по защите государственной тайны, взятых им на себя по договору, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных  нарушениях – поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, причиненный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с нормами гражданского законодательства.

 

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам понимается передача секретной информации другому государству (доведение  ее до иностранного государства или  уполномоченного им представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа). Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ. Такому решению должно предшествовать экспертное заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Порядок формирования материалов, представляемых органом государственной власти или организацией в комиссию для экспертного заключения, регламентируется Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997г. №973. Указанным Положением установлено, в частности, что обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

- соотнесение степеней секретности  передаваемых сведений в Российской  Федерации и в иностранном  государстве; 

 

- перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

 

- порядок передачи сведений;

 

- требования к использованию  и обработке передаваемых сведений;

 

- обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим сторонам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

 

- порядок разрешения конфликтных  ситуаций и возмещения возможного  ущерба.

 

Процедура передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам включает в себя несколько стадий.

 

На первой стадии заинтересованные в передаче сведений федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации направляют руководителям  органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:

 

- цель передачи;

 

- перечень планируемых к передаче  сведений, их степень секретности,  кем и на каком основании  они были засекречены (отнесены к государственной тайне);

 

- перечень компетентных органов,  уполномоченных принимающей стороной  получать сведения;

 

- обоснование необходимости и  целесообразности передачи сведений, оценка последствий такой передачи  для обеспечения политических и экономических интересов РФ;

 

- предполагаемый порядок возмещения  ущерба в случае невыполнения  принимающей стороной взятых  на себя обязательств.

 

Получивший мотивированное ходатайство  орган государственной власти изучает  возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

 

На второй стадии мотивированное ходатайство, решение органов государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отношение к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экспертного заключения. Экспертное заключение межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов РФ, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов комиссией. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю.

 

На третьей стадии по ходатайству  заявителя федеральными органами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, либо органами исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ вносится проект его решения с приложением экспертного заключения Межведомственной комиссии.

 

В случае, когда с иностранным  государством – получателем сведений ранее не заключался международный  договор о взаимном обеспечении  защиты передаваемых сведений или при неполном отражении в заключенном ранее международном договоре правил, касающихся обязательств принимающий стороны по защите передаваемых ей сведений, одновременно с проектом решения о передаче сведений в Правительство РФ представляются предварительно проработанные с принимающей стороной и согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

 

На четвертой стадии, во исполнение решения Правительства РФ и в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативно-правовыми актами, осуществляется фактическая передача сведений. Дополнительные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

 

 

Общие положения  о допуске должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций – на проведение работ с использованием таких сведений. В свою очередь доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, закон признает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

 

Допуск  должностных лиц и граждан  Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформления на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и принимает соответствующее решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру занимаемой им должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

 

Право на допуск должностных лиц и граждан  к государственной тайне возникает  из сложного юридического состава, элементами которого являются:

 

- принятие на себя обязательств  перед государством по нераспространению  доверенных сведений, составляющих  государственную тайну; 

 

- согласие на частичные, временные  ограничения прав;

 

- письменное согласие на проведение  в отношении них полномочными  органами проверочных мероприятий;

 

- определение видов, размеров  и порядка предоставления льгот,  предусмотренных законодательством  РФ о государственной тайне; 

 

- ознакомление с нормами законодательства  РФ о государственной тайне,  предусматривающими ответственность за его нарушение;

 

- принятие решения руководителем  органа государственной власти  или организации о допуске  оформляемого лица к сведениям,  составляющим государственную тайну. 

 

Взаимные обязательства администрации  организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (ст.57 Трудового кодекса РФ). Заключение трудового договора до окончания проверочных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Перечень таких оснований установлен ст.22 Закона РФ «О государственной тайне». В их число законодатель включил:

Информация о работе Государственная тайна