Система защиты государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы сложно переоценить, как и темы национальной, мировой безопасности. Процветающий в настоящее время терроризм, сложная экономическая обстановка – всё это создаёт реальные угрозы, а государственная тайна содержит в себе сведения необходимые в основном для исправного функционирования государства в таких условиях.

Содержание работы

Введение 3
I. Государственная тайна: понятие и нормативно-правовое регулирование. 5
II. Допуск к государственной тайне. 7
1. Оформление допуска 10
III. Система защиты государственной тайны 11
Заключение 14
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

Gos_tayna.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

 

      

 

Содержание

 

Введение 3

I. Государственная тайна: понятие и нормативно-правовое регулирование. 5

II. Допуск к государственной тайне. 7

1. Оформление допуска 10

III. Система защиты государственной тайны 11

Заключение 14

Список использованной литературы. 15

 

 

Введение

 

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне»,  государственную  тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

1

В любой стране мира государственной  тайне уделяется повышенное внимание, ведь ее разглашение может нанести  ущерб национальной безопасности. При  этом для многих категорий сотрудников  работа с секретными сведениями –  часть трудовых обязанностей. На работников это налагает определенные ограничения, связанные с их сохранностью и  нераспространением. Однако еще большая  ответственность ложится на работодателя, который обязан организовать процедуру  допуска и контролировать доступ сотрудников к защищаемой законом тайне.

Необходимость оформления допуска  к государственной тайне возникает  при проведении любых – постоянных или временных – работ, так  или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности. Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого  из своих сотрудников, которые при  выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Данная процедура довольно сложная, и, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.

Актуальность выбранной мной темы сложно переоценить, как и темы национальной, мировой безопасности. Процветающий в настоящее время терроризм, сложная экономическая обстановка – всё это создаёт реальные угрозы, а государственная тайна содержит в себе сведения необходимые в основном для исправного функционирования государства в таких условиях.

В данной работе будет рассмотрено понятие государственной тайны, основные положения, касающиеся системы её защиты, и в более конкретном плане допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, организация, порядок этого допуска и документы, необходимые для его осуществления.

 

    1. Государственная тайна: понятие и нормативно-правовое регулирование.

 

Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне составляют Конституция Российской Федерации, Законы РФ «О безопасности» и «О государственной тайне», а также положения иных нормативно – правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Российское законодательство дает определение государственной тайны как защищаемые государственные сведения, относящиеся к важным видам деятельности, разглашение которых может быть опасно для государства. К таким видам деятельности относится внешнеполитическая, военная, экономическая, контрразведывательная, разведывательная, оперативно-розыскная и другие виды деятельности.

Как следует из данного  определения, государственная тайна  отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны  с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия  или организации) и их разглашение  может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную  тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные  с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона и подразделив их на:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.2

При этом органы государственной  власти в порядке, установленном  Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства  РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести  к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется  путем внесения соответствующих  изменений в ст. 5 Закона о государственной  тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о  государственной тайне, не вправе устанавливать  категории сведений, которые могут  составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных  категорий), отнесенных на сегодняшний  день к государственной тайне, а  также наименования государственных  органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими  сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении  перечня сведений, отнесенных к государственной  тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне, разрабатываются развернутые  перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается  степень их секретности.

Кроме сведений, составляющих государственную тайну, в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к  государственной тайне, от возможных  злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.3

    1. Допуск к государственной тайне.

 

Согласно статье 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.4

Допуск организаций к  проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг  по защите государственной тайны  осуществляется путем получения  ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими определённых условий.

Граждане, которым по характеру  занимаемой ими должности необходим  доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности  только после оформления допуска  по соответствующей форме в установленном  порядке. Под доступом к сведениям  понимается санкционированное полномочным  должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

 

В соответствии со степенями  секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются  следующие формы допуска:

 

  • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска  к сведениям более высокой  степени секретности является основанием для доступа к сведениям более  низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне определяется Законом о  государственной тайне, а также  Инструкцией о порядке допуска  должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

 

  1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.
  2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.
  3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).
  4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий.
  5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
  6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

 

  1. Оформление допуска

 

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к  особой важности, совершенно секретным  и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в  случае их отсутствия – работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения  по защите государственной тайны  и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска). При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1. Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска ­к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных  большим количеством форм и строгим  порядком их заполнения, отправки в  органы безопасности и последующего хранения.

    1. Система защиты государственной тайны

 

Существо государственной  тайны, необходимость сохранения ее в тайне, потребовало принятия целого комплекса мер, названного в Законе «система защиты государственной тайны». Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.5

Метод же регулирования этих органов также в первую очередь  связан с обязательностью, императивностью, не допускающей отступления от нормы  закона, законной возможности нескольких вариантов развития ситуации.

Информация о работе Система защиты государственной тайны