Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Файлы: 1 файл

Государственная собственность.docx

— 19.05 Кб (Скачать файл)

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

 Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

На базе имущества, находящегося в  государственной собственности  могут быть образованы унитарные, а  также казенные предприятия.

Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с  Гражданским кодексом и другими  законодательными актами, регулирующими  имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство  по отношению к государственной  собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации  государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью.  
В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся  к федеральной собственности, которые  могут передаваться в государственную  собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· научно-исследовательские организации;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

 Учитывая огромные масштабы  деятельности в этой сфере  и необходимость квалифицированного  решения управленческих задач,  Правительство передает часть  своих полномочий по управлению  государственной собственностью  федеральным органам исполнительной  власти. Важные функции управления  государственной собственностью, возложены  на Министерство имущественных  отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов и  других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной  собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом  государственных акций в соответствии с государственной дивидендной  политикой и порядком регулирования  курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют  стратегию управления развитием  государственного предпринимательства, формируют государственные целевые  программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку  конкурентоспособную структуру  управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального  и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается  при этом значимость объектов собственности  для России в целом, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием  является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.

В Конституции РФ вопросы собственности  затрагиваются в ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно  государственной собственности  посвящены статьи о равенстве  всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как  предмете исключительного ведения  РФ, разграничении государственной  собственности как предмете совместного  ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная  собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная  собственность и государственная  собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может  быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в  хозяйственное ведение и оперативное  управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также  составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению  управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной  собственностью понимается деятельность государственных органов, участие  субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной  собственности.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной  собственностью (как правило, исключаются  из предмета регулирования бюджетные  отношения, отношения, связанные с  использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической  стабильности и позволяет ему  выполнять свои социальные функции:

- государственная собственность  создает материальные предпосылки  для обеспечения устойчивого  воспроизводства общественного  капитала. Это становится возможным  потому, что государству, как правило,  принадлежат отрасли и сферы  экономики, имеющие общенациональное  значение, ключевые отрасли производственной  инфраструктуры. Государство нередко  является собственником важнейших  природных ресурсов, интеллектуальных  и историко-культурных ценностей.  Оно финансирует фундаментальную  науку, разработку и внедрение  высоких технологий, ему принадлежит  значительная часть информационной  продукции и т.д.;

- она позволяет государству  быть самостоятельным элементом  в экономических правоотношениях  с другими субъектами собственности  внутри страны и за рубежом,  является гарантом многих международных  и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового  права;

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих  таких капиталовложений, которые  не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная  информационная связь, экономическая  безопасность и т.д.);

- государство создает благоприятные  условия для развития частного  предпринимательства, принимая на  себя долю издержек в тех  сферах деятельности, которые не  выгодны последнему.

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать удары  кризисов, мобилизуя ресурсы на  быстрейший выход из них путем  сниженияналогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.


Информация о работе Государственная собственность