Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:10, дипломная работа

Описание работы

За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Зачастую воплощение этих идей на практики приводили в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем поворачивало реформирование вспять..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект
1.1 Право собственности на землю до 1917 г.
1.2 Право собственности на землю в советский период (1917 – 1990 гг.)
1.3 Право собственности на землю в современной России (с 1993 по настоящее время)
ГЛАВА 2 Теоретический анализ института права собственности на землю 31
2.1 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю
2.2 Формы и виды собственности на землю в РФ
ГЛАВА 3 Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в РФ 51
3.1 Особенности права собственности на землю
3.2 Проблемы реализации права собственности на землю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект

1.1 Право собственности на землю до 1917 г.

1.2 Право собственности на землю в советский период (1917 – 1990 гг.)

1.3 Право собственности на землю в современной России (с 1993 по настоящее время)

ГЛАВА 2 Теоретический анализ института права собственности на землю 31

2.1 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю

2.2 Формы и виды собственности на землю в РФ

ГЛАВА 3 Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в РФ 51

3.1 Особенности права собственности на землю

3.2 Проблемы реализации  права собственности на землю

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Зачастую воплощение этих идей на практики приводили в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем поворачивало реформирование вспять.

Исторический опыт России представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Россия прошла сложный путь реформирования земельного права и у нас есть свой опыт, на который мы можем опираться. К тому же не ставится под сомнение и дальнейшее продолжение реформ земельного законодательства, мы только начали проведение этих реформ, но уже на первых этапах возникает масса противоречий, коллизий в праве, которые надо решать и решать их надо, опираясь на опыт прошлых лет.

Вопросы реализации права собственности на землю в нашей стране всегда были острыми. Актуальность этого вопроса в современный период обостряется реформированием аграрного сектора страны.

В юридической литературе в области земельного права четко и однозначно не дается оценка правильности и своевременности проведения реформ. Одни ученые и критики относятся положительно, а другие отрицательно к порядку и темпам проведения реформ.

Существует множество литературы, посвященной изучению особенностей земельного права, следует отметить, что историко-юридическая литература, изданная в нашей стране до 1991г., практически не отвечает критерию беспристрастности и не может быть использована для написания данной работы, учебные издания последних лет обстоятельно излагают указанную тему. Особенно следует в этой связи отметить фундаментальный труд: И.А. Исаева «История государства и права России». В ней без предвзятости говорится об особенностях земельного права советского и царского земельного права. О современном земельном праве говорится в таких трудах как пособие для российских землевладельцев доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова Глава 1. его работы как раз и называется «Прошлое и настоящее: история, которая мало чему учит». В ней речь идет о том, что законодатель мало использует опыт прошлых лет и может допустить и допускает прошлые ошибки. Учебник И.О. Красновой Земельное право посвящает нас в особенности разграничения государственной собственности на землю, противоречия, которые несет современное законодательство. Особого внимания заслуживает монография П.Н. Павлова, который в своих трудах приводит весьма интересное сравнение нормативно-правовых актов царской России и современности. Во всех этих статьях говорится, о принадлежности государству земель не находящихся в собственности других лиц. Отличие между указанными статьями состоит только в том, что в Своде законов гражданских упоминаются не только земли, но и другие объекты недвижимости с движимыми имуществами им принадлежащими. Здесь наблюдается определенная преемственность в развитии законодательства нашей страны.

В своей монографии судья Белгородского областного суда, кандидат юридических наук, доцент Чесовской рассказывает о недостатках и коллизиях нового Земельного кодекса РФ, о его противоречиях с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами. Весьма интересным является и доклад заместителя руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска В.В. Крот, посвященный "Мероприятиям и приоритетам по разграничению прав собственности на землю в г.Новосибирске". Этот доклад посвящен большому бюрократизму в Москве по оформлению документов по разграничению права собственности, а так же тем проблемам, которые постигнут наш город и бюджет области после окончания разграничения государственной собственности на землю.

Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права собственности граждан России.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает право собственности на землю в России.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей права собственности на землю в России.

Предмет, объект и цель выпускной квалификационной работы определили постановку следующих задач исследования:

Рассмотреть эволюцию института  права собственности в России (в период до 1917 по 2008 гг..);

Определить особенности  нормативно-правового регулирования института права собственности в России по этапам указанного исторического периода;

Определить понятие, сущность и содержание права собственности на землю;

Выявить правовые особенности  и проблемы реализации права собственности  на землю в нашей стране.

Теоретическую основу работы составляют исследования российских цивилистов, правоведов, экономистов по проблемам собственности и права собственности на землю. При анализе предмета исследования применялись сравнительно-правовой, исторический, системный методы познания.

 

 

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект

 

1.1 Право собственности на землю до 1917 г.

 

До прихода к власти, как впрочем, и до 1861 года земельного вопроса в Росси не было: земля принадлежала либо государству, либо помещикам, либо Церкви. Аналогичным образом те, кто ее обрабатывал, также принадлежали либо государству, либо помещикам, либо Церкви.

С 1855 года, с приходом к власти Александра II, начинается серьезная подготовка аграрной реформы середины XIX века. Александру II в наследство досталась страна в тяжелом экономическом, политическом и социальном положении. Рост крестьянских волнений был вызван тем, что Россия теряла прежние позиции на мировом сельскохозяйственном рынке, сельское хозяйство внутри страны было весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на развитие. Возникла острая необходимость проведения ряда реформ, и, прежде всего аграрной [14, с. 19].

Уже с 1857 года начинается создание соответствующих государственных  структур по подготовке реформы. В середине января 1858 года образуется Секретный комитет по крестьянским делам, секретным он был потому, что вся его работа изначально проводилась тайно. Во главе этого комитета встает сам Александр II. Основной задачей комитета был негласный сбор информации о состоянии крестьян в то время, однако ни концепции, ни плана проведения реформы у комитета не было. В феврале 1859 года учреждаются губернские комитеты. Смысл их создания заключался в том, что Секретный комитет высылал им вопросы, а полученные ответы и предложения легли в основу проекта реформы.

Владельцы крупных участков земли, в основном дворянство, было заинтересованно в проведении реформ с наименьшими потерями со своей  стороны. Поэтому они предлагали освобождение крестьян без земли.

В общем и целом  было решено освободить крестьян с наделением их землей но не бесплатно, а с обязанностью выплаты помещику выкупных платежей.

И результатом всей этой подготовительной деятельности стал подписанный 19 февраля 1861 г. в шестую годовщину царствования Александр II Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Положения 19 февраля 1861 г. декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому законодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже говорилось, использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.

Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало, что помимо крестьян приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество. Внутри земельной общины крестьянской семье предоставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравновесить права крестьянских дворов на надел, для общины было установлено право периодического "передела" земли — особой процедуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины. Община, по мнению большинства историков (напр. Ю.П. Титов [26, c. 199]), является пережитком крепостничества, и существенно могло замедлить развитие государства. Хотя нельзя оставлять без внимания то, что община помогала крестьянам выжить на первых стадиях реформы, но после того как в общине начали появляться зажиточные крестьяне, существенно снизилось значение общины, так как зажиточные крестьяне начинают эксплуатировать труд более бедных в своих интересах, данную точку зрения поддерживает и П.Н. Зырянов [24, c.153].

Имущественные права  крестьян:

1) за крестьянами сохранялось  право на их усадебную оседлость  вплоть до момента ее выкупа крестьянами;

2) земля и другое  недвижимое имущество, приобретенное крестьянами за свой счет но на имя помещика закрепляется за крестьянами или их наследниками по утверждению за ними этого имущества самим помещиком либо решением мирового учреждения;

3) каждый крестьянин  имеет право приобретать в собственность и отчуждать любое имущество и распоряжаться им по своему усмотрению;

4) право на участие, в общем владение собственностью (в обществе), может быть передано другому лицу лишь с согласия мира;

5) каждый член сельского  общества может потребовать, чтобы из состава земли ему было выделен участок в личную собственность, в случаи невозможности такого выдела производиться денежная компенсация.

Следующим этапом реформирования в области земельного права стала  Столыпинская аграрная реформа 1906 года (по имени главы правительства Петра Столыпина). Реформу, проводимую Петром Столыпиным можно считать продолжением реформы 1861 года. Основным толчком к проведению реформы послужил кризис, возникший в стране в эти годы.

Основным направлением реформы Столыпина было проведение реорганизации крестьянского хозяйства и изменение содержания прав крестьян на землю.

Первым шагом реформ был запрет проведения переделов  в общине и повсеместный переход  от права общины на земельный надел  к праву крестьянского двора  на часть надела, закрепленную за ним последним переделом. Тем самым повсеместно был совершен переход к подворному землевладению, а община как субъект земельного права практически прекращала существование. Вторым шагом реформы был постепенный переход от чересполосного землевладения крестьян к отрубному, когда участок представлял собой не несколько полос, а единый земельный участок.

Вслед за этим на основании  законодательства крестьянин — член общины получал право выхода из нее  со своим земельным наделом для  образования хутора. В свою очередь реформой предусматривался строго добровольный порядок перехода к хуторскому землевладению. Правовой основой реформы 1906 г. стал Именной Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Этот Указ подтверждал отмену с января 1907 г. Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян — членов общины право свободного выхода из нее с закреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Указ предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержал следующие основные положения:

— каждый домохозяин, владеющий  надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части означенной земли;

— домохозяева, за которыми закреплены в личную собственность  участки общинной земли, сохраняют  за собой право пользования в  неизменной доле иными угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);

— требования о закреплении  в личную собственность части  общинных земель предъявляются через  сельского старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение такого срока общество не выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит свое постановление;

— каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной  земли, имеет право в любое  время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту» [45, c.321].

Становясь объектом права  личной собственности крестьян, надельные  земли поступали в оборот, т.е. могли продаваться и покупаться. При этом с целью предотвращения образования крупных землевладений и спекуляции землей законом от 14 июля 1910 г. был установлен запрет на сосредоточение в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов. Таким образом, выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, иными словами, право продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т.д. Основные и наиболее заметные пробелы в праве восполнялись в основном за счет издания инструкций, циркуляров, временных правил. Так, 15 октября 1908 г. были изданы «Временные правила о выделе надельной земли к одним местам», которые гласили, что «наиболее совершенным типом земельного устройства является хутор, а при невозможности образования такового сплошной для всех полевых угодий отруб, отведенный особо от коренной усадьбы» [12, c.378].

Основным направлением реформы проводимой в период с 1861 по 1917 год было предоставление крестьянскому  сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собственности на землю. Это право включало владение землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и права сервитута. Право распоряжения земельным участком заключалось в праве заключать все виды сделок, предусмотренных гражданским законодательством для недвижимости, а также совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью. Законом была предусмотрена возможность выкупа земель для государственных нужд. Существовало и регулируемое законодательством право сервитута.

Информация о работе Право государственной собственности