Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью. Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Содержание работы

Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений
Законодательная база
Нормативная база ГСИ
Метрологический надзор
Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

Файлы: 1 файл

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).doc

— 822.50 Кб (Скачать файл)

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

 

 

 Вопросы:

  1. Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений
  2. Законодательная база
  3. Нормативная база ГСИ
  4. Метрологический надзор
  5. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

 

 

 

1. Понятие,  назначение и структура государственной  системы обеспечения единства  измерений

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью.

Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:

  1. определение и реализация оптимальных принципов управления метрологической деятельностью;
  2. регламентация основных понятий в области метрологии;
  3. установление системы физических величин, единиц их измерения, а также шкал измерения;
  4. разработка, утверждение, применение, поддержание и совершенствования эталонной базы в стране;
  5. установление общих метрологических требований к средствам, методам и методикам измерений, необходимых и достаточных для ОЕИ;
  6. создание и совершенствование нормативно-правовой, технической и организационной базы метрологической деятельности;
  7. организация и проведение фундаментальных научных исследований в области метрологии;
  8. осуществление государственного метрологического контроля и надзора в сферах, определенных законодательством;
  9. аттестация методик измерения;
  10. калибровка и сертификация средств измерений;
  11. аккредитация субъектов метрологической деятельности;
  12. участие в работе международных организаций в области метрологии;
  13. информационное обеспечение по вопросам метрологической деятельности;
  14. совершенствование и развитие ГСК

Назначение  ГСИ - управление, контроль и координация деятельности по ОЕИ в масштабах страны, направленные на охрану прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также государства путем защиты их от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

До принятия в 1993 г. ФЗ ОЕИ  основными НДами ГСИ были государственные  стандарты. Разработка ГСИ началась в 1960-х гг. Первые основополагающие стандарты были приняты в 1970 г., например ГОСТ 16263-70 «ГСИ. Метрология. Термины и определения».

После этого в 1970-1980-х гг. было разработано и утверждено более 20 стандартов, которые создали нормативную  базу ГСИ. Однако до 1993 г. отсутствовала  законодательная база метрологии, хотя во многих зарубежных странах такая база уже существовала. Так, метрологическая деятельность в Японии регламентируется законом «Об измерениях», в США - Конституцией, законами «О фасовке и хранении товаров» и «О метрической системе», во Франции - Законом «О метрической системе и поверке средств измерений», в Великобритании - Законом «О мерах и весах», в Германии - Законом «Об измерительном деле и поверке» и т.д.

Необходимость применения законодательного принципа управления была обусловлена в определенной мере переходом к рыночным отношениям, на первом этапе развития которых провозглашалась полная свобода предпринимательской деятельности. В этих условиях чрезвычайно важным было сохранение государственного управления и контроля за ОЕИ.

В июне 2008 г. был принят новый  ФЗ ОЕИ, в который включены новые  нормы и требования, в том числе  и к структуре ГСИ.

Таким образом, структура ГСИ представлена федеральными законами, составляющими законодательную базу, основополагающими государственными стандартами и другими НДами, определяющими нормативную базу. Структура ГСИ приведена на рис. 2.10.

Государственная система  ОЕИ включает три подсистемы: правовую, техническую и организационную.

Правовая  подсистема имеет законодательную и нормативную базы, которые устанавливают обязательные требования, а также требования на добровольной основе к объектам, субъектам, средствам, методам метрологической деятельности необходимым для ОЕИ.

 

Нормативная база ГСИ насчитывает  почти 3000 НД, а законодательная - три  закона (см. рис. 2.10).

Техническая подсистема состоит из межгосударственных, государственных эталонов и шкал измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, средств измерений, используемых при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора, научно-исследовательских, испытательных, эталонных, калибровочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими службами: государственными и юридических лиц.

2. Законодательная  база ГСИ представлена Конституцией РФ, ФЗ ОЕИ, ФЗ (ст. 6, 7), а также Гражданским кодексом РФ (ст. 465, п. 1), с помощью которых реализуется законодательный принцип управления.

Важнейшее значение в совершенствовании  ГСИ играет ФЗ ОЕИ, который устанавливает  правовые основы ОЕИ в России, регулирует отношения государственных органов  управления РФ с юридическими и физическими  лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон направлен на защиту интересов и прав граждан и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Цели и сфера  действия названного Закона определены в ст. 1 (самостоятельно)

«1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых  основ ОЕИ в РФ;

2) защита прав и законных  интересов граждан, общества и  государства от отрицательных  последствий недостоверных результатов  измерений;

3) обеспечение потребности  граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию  экономики РФ и научно-техническому  прогрессу.

2. ФЗ ОЕИ регулирует  отношения, возникающие при выполнении  измерений, установлении и соблюдении  требований к измерениям, единицам  величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по ОЕИ, предусмотренной законодательством РФ об ОЕИ, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по ОЕИ.

3. Сфера государственного  регулирования ОЕИ распространяется  на измерения, к которым установлены  обязательные требования и которые  выполняются при:

1) осуществлении деятельности  в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

З) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности  по обеспечению безопасности  при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по  обеспечению безопасных условий  и охраны труда; 

6) осуществления производствен контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатация опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли  и товарообменных операций, выполнении  работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных  учетных операций;

9) оказании услуг почтовой  связи и учете объема оказанных  услуг электросвязи операторами  связи;

10) осуществлении деятельности  в области обороны и безопасности  государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности  в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по  оценке соответствия промышленной  продукции и продукции других  видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям;

15) проведении официальных  спортивных соревнований, обеспечении  подготовки спортсменов высокого  класса;

16) выполнении поручений  суда, органов прокуратуры, государственных  органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий  государственного контроля (надзора).

4. К сфере государственного  регулирования ОЕИ относятся  также измерения, предусмотренные  законодательством РФ о техническом  регулировании.

5. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные  требования к измерениям, эталонам  единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ и законодательством РФ о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по ОЕИ устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ.

7. Особенности ОЕИ при  осуществлении деятельности в  области обороны и безопасности  государства устанавливаются правительством  РФ».

Объектами ФЗ ОЕИ являются:

- общие положения, раскрывающие  основные понятия и законодательство  РФ в области метрологии, а также устанавливающие приоритетность правил международного договора по отношению к правилам, которые содержатся в законодательстве РФ (гл. 1);

требования к единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным  образцам, средствам измерений (гл. 2);

государственное регулирование  в области ОЕИ, которое включает формы госрегулирования ОЕИ (гл. 3);

- калибровка средств измерения  (гл. 4);

- аккредитация в области  ОЕИ (гл 5);

- Федеральный фонд по  ОЕИ (гл. 6);

- организационные основы  ОЕИ (гл. 7);

- ответственность за нарушения законодательства об ОЕИ (гл. 8);

- финансирование в области  ОЕИ (гл. 9).

Многие из указанных объектов ФЗ ОЕИ рассмотрены в предыдущих тема, так как они одновременно являются и объектами метрологической  деятельности. В этой теме будут рассмотрены метрологические НД, государственный контроль и надзор за ОЕИ.

В ФЗ ОЕИ четко определяется компетенция органов государственного управления ОЕИ: Ростехрегулирования  и органов Государственной метрологической  службы. Вводится понятие «метрологические службы», устанавливается область их компетенции (подробно эти вопросы были рассмотрены ранее).

Кроме того, наряду с ранее  регламентируемыми обязательными  видами метрологической деятельности (поверки, метрологической аттестации, утверждения типа средств измерений, контроля и надзора) ФЗ ОЕИ более подробно установлены требования к калибровке (гл. 4) и метрологической экспертизе (гл. 3) как к добровольным видам деятельности. Впервые были разграничены сферы применения поверки и калибровки, определен порядок аккредитации в области ОЕИ.

Гл. 8 ФЗ ОЕИ регламентирует ответственность:

- юридических лиц, их  руководителей и работников, а:  также индивидуальных предпринимателей (ст. 23);

- должностных лиц (ст.24).

Юридические лица, их руководители и работники, а также индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства РФ об ОЕИ, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и/или не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За нарушения законодательства РФ об ОЕИ должностные лица федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области ОЕИ, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)