Функции теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д. Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Содержание работы

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Задание 2. Причины возникновения государства и права.
Задание 3.. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства.
Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов.
Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права.
Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.Теория государства и права..doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, власть в государстве  может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство  должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности.

Значительная часть  российских исследователей считает, что  отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый.

 

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов.

Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган  – это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков  данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и  обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок  использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и  конкретизируются в должностных  инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  – властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);

б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства  путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления  своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства  активно участвует в реализации  функций государства, используя  для этого соответствующие формы и методы.

 

Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права.

Для более полного познания сущности государства и права необходимо определить его тип.

Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества.

Исторический тип права – это совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи.

У каждого народа есть свои особенности, которые нашли отражение в его праве, государстве, специфике их функционирования.

Понятия «исторический тип государства» и «исторический тип права» непосредственно связаны с изменениями общества.

Хронологически первую типологию  государства и права осуществили еще мыслители античности Платон, Аристотель, Полибий. Согласно учению Полибия развитие государства – это естественноисторический процесс, включающий фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Любой исторический тип государства, возникший при определенных условиях, имеет специфические предпосылки.

Наиболее популярными при типологии  государств и права являются формационный и цивилизационный подход.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие исторические типы государства и права:

1. Рабовладельческое государство и право, основанные на эксплуатации раба как основного производителя и в то же время выступавшего в качестве товара; социальную основу общества составляли также рабовладельцы – собственники средств производства и свободные граждане-общинники; функции государства – охрана частной собственности, подавление сопротивления рабов, организация общественных работ (строительство ирригационных систем, пирамид в Египте), осуществление завоеваний и обороны; основной источник права – обычаи (известны и письменные источники), закреплявшие неравенство классов, право собственности рабовладельцев; процессуальное право носило в основном инквизиционный характер.

 2. Феодальное государство и право – экономическая основа – феодальная собственность на землю, использование земли и внеэкономической эксплуатации крестьян; сословная социальная основа – наряду с феодалами и закрепощенным крестьянством также свободные горожане, свободное крестьянство, ремесленников, торговцев, а на этапе разложения феодальных отношений – буржуазия; функции государства – охрана экономического и политического господства феодалов и духовенства, распространение и защита религии как официальной идеологии государства от ересей, оборона государства и завоевание других народов; право носило характер права-привилегии (закрепление и охрана привилегий господствующего сословия), партикулярный характер (права отдельных территорий, городов, поместий при феодальной раздробленности); развитое церковное право (церковь обосновывала, поддерживала собственным авторитетом и мерами воздействия государственно-правовой порядок). 
           3. Буржуазное государство и право – экономическая основа, прежде всего частная, кроме того кооперативная и государственная собственность на средства производства, свободная конкуренция производителей; социальная основа – в основном буржуазия, рабочий класс и крестьянство; функции государства разнообразны: от охраны права частной собственности, законодательные, исполнительно-распорядительные и судебные функции, проведение активной внешнеполитической и внешнеэкономической политики; право впервые провозглашает лозунги свободы, равенства и братства, хотя они реализовывались в основном до второй половины ХХ в. 
          4. Социалистическое государство и право – в соответствии с теорией К.Маркса, первая стадия высшего типа развития государства и права, ведущая к замене государства и права регулированием отношений преимущественно новыми социальными механизмами добровольного осуществления большинством своих обязанностей.

Цивилизационный подход представлен более разнородными подходами и рядом классификаций, т.к. существует различное понимание  цивилизации. 
Так, российский мыслитель Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделил: самобытные культурно-исторические типы: а) первобытные (индийский, персидский и др.); б) одноосновные (еврейский, греческий, римский); в) двуосновной политико-культурный германо-романский; г) славянский; каждому из них соответствует и своя цивилизация, которая имеет не только начальную точку своего развития, но и конечную. История цивилизации заканчивалась, когда иссякала творческая деятельность народа. 

Среди наиболее распространенных классификаций, связанных с цивилизационным  подходом, следует назвать выделение  трех последовательно сменяющих друг друга типа цивилизаций:

- традиционной (земледельческой, аграрной),

- индустриальной (техногенной)

- постиндустриальной (современной, информационной).

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Специфическим признаком  правового государства в современном  ею понимании является безусловное  признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти». Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью. Сторонники теории солидарности вообще отрицали понятие государственного суверенитета, так же как и само государство, полагая, что общественная среда в целях собственной охраны и развития создает силы «правящих» и «управляющих».

Список используемой литературы:

1. Акмалова, А.А. Теория государства и права: Вопросы и ответы : учебное пособие. /А.А. Акмалова, В.М.Капицын. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008 – 192 с.

2. Безрядин, Д.Н. Актуальные  проблемы теории государства  и права : учебное пособие для  дистанц. обучения и самост. работы  студентов/ Д.Н. Безрядин, В.А. Слепцов;  СибАГС. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009.-200 с. 

3. Павлова Н. Н. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА ТЕРМИН «ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2012.  №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-teoreticheskih-vozzreniy-na-termin-istochnik-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 06.12.2013).

          4. Шухов Ф. Г. Научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007.  №29. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-predstavleniya-o-pravovom-gosudarstve-i-grazhdanskom-obschestve-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-politiko-pravovoy-mysli (дата обращения: 08.12.2013).

            5. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс]. URL: http//ru. wikipedia.org/ wiki/ Теории_происхождения_государства_и_права  (дата обращения 22.11.2013).

 

 


Информация о работе Функции теории государства и права