Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Какая из двух палат Федерального Собрания представляет волю народа? Отвечая на этот вопрос, разделяю точку зрения Конституционного Суда РФ о многомерном характере народного представительства в Российской Федерации. При этом Государственная Дума обеспечивает прямое представительство населения, а Совет Федерации - представительство интересов российских регионов, их органов власти. Совет Федерации - участник системы отношений народного представительства, в которой он выполняет роль выразителя уже согласованных, выработанных в региональных органах власти интересов

Файлы: 1 файл

эссе Совет Федерации.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ  НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка : Балан Валеннтина

Учебная группа : ГПБ-31

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

 

Функции Федерального Собрания и в частности интересующей меня верхней палаты в системе  разделения властей заключается  в осуществлении законодательной  власти. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является принятие гос бюджета, то есть распределение доходов и расходов государства, контроль за его исполнением ,  за счет чего и осуществляется вся жизнедеятельность в хозяйственном отношении целого государства . Так же ряд специалистов суммирует еще несколько функций , выдвигая их в первые эшелоны движущих сил парламента - это в частности представительство , законотворчество и контроль.

Применительно к Российской Федерации вопрос о функциях разрешает  наша Конституция , в ст. 94 четко прописано, что парламент Российской Федерации  является представительным и законодательным органом. Потому-то первой и идет представительная функция, затем законодательная и контрольная функции.  

В этом же порядке происходит процесс экстраполяции на Совет Федерации ФС

В ситуации исполнения своих  функций Федеральное Собрание внутри своей двухпалатной структуры имеет деление , за счет особой функции  Совета Федерации - функция сдерживания Государственной Думы.

 

  Имеются и некие  закономерности в соотношении  функций Совета Федерации и  его компетенции ( юр категория, выступает в роли инструмента , который служит правому выражению функций) . В этой связи хочется отметить тот факт, что компетенция объективирует функции , раскрывает их юридический подтекст и обозначает ряд вопросов ( круг) , по средством чего СФ состоятелен принимать юридически значимые решения , а это и определяет в большей степени форму и характер участия СФ в осуществлении функций в рамках работы всего Федерального Собрания .

 

Функции СФ характеризуются  не только лишь его компетенцию, но также  посредством предметов ведения и полномочий, которые установлены в ряде статей Конституции , по большей части в ст. 102 КРФ.

Прямым тому подтверждением может служить к примеру тот  факт, что назначение и освобождение от нее Генерального прокурора РФ напрямую относится к Совету Федерации и является ее правом и обязанностью одновременно. Таким образом функции верхней палаты могут быть раскрыты не только через ее компетенцию , но так же и через ее отдельные составляющие. 

Интересно , что в юридической  литературе этот подход нашел распространение , однако основания в применении авторами различны. Так у С.А. Авакьяна компетенция Федерального Собрания - пустое понятие, он оперирует другой категорией -" полномочия палат" .

 Идя далее и продолжая  разговор о функциях палат парламента , а в частности СФ, хочется отметить , что первостепенная функция , за счет которой выражается многомерный характре народного представительства: при этом Государственная Дума выражает представительство населения , отсюда и неофициальная характеристика " народная палата" , и где в свою очередь Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации - " палата регионов"   .

Но вот вся загвоздка  состоит в том , что напрямую Основной закон нашей страны не закрепляет качеств верхней палаты ФС в отличии от целого ряда зарубежных стран с двухпалатным парламентом.

Так в ст. 24 Конституции  Франции говорится о том, что  Сенат обеспечивает представительство  территориальных коллективов Республики. Испанская де Конституция гласит , что в соответствии со ст. 69 Конституции гос-ва является палатой территориального представительства. Основной закон ФРГ посредством ст. 50 устанавливает , что через Бундесрат земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского Союза( далее ЕС) .

Но в случае с нашей  верхней палатой основная претензия  коренится не в формальном закреплении  в КРФ представительских функций, а несколько в другом: " из представителей субъектов Федерации , административно-территориальных  единиц может состоять орган , участвующий даже в законодательной деятельности  на общегосударственном уровне. Однако считать ли такой орган второй ( верхней ) палатой парламента страны - это еще вопрос , если представители не избраны народом, а избраны или назначены , делегированы соответствующими органами субъектов Федерации" - так звучит основная проблема по мнению С. А. Авакьянова .

   Разве  несправедливо , что в государстве,  где в конституционных нормах  говорится о правовом и социальном  государстве, так же демократическом  , чтобы весь государственный  аппарат ориентировался на обеспечение  народных интересов , а этого  можно достичь только посредством формированием всех органов государственной власти непосредственно гражданами.

Путем простых  умозаключений можно прийти к  выводу , что природа представительного  органа избрание может осуществляться непосредственно населением, тогда  это подводит нас к выводу о том, что этим признаком представительности Совет Федерации не обладает де-факто.  

Законодательная функция Совета Федерации выражается: в праве законодательной инициативы, принадлежащей этой палате и ее членам в соответствии с ч. 1 ст. 104, ст. 134 Конституции России; конституционном праве рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы с последующим принятием решения о их одобрении или отклонении (ч. 3, 4 ст. 105);

 его участии в процедуре  преодоления возникших разногласий между палатами Федерального Собрания в связи с отклонением Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (ч. 4 ст. 105 Конституции); обязательном рассмотрении верхней палатой перечня федеральных законов по вопросам, установленном ст. 106 Конституции;

 процедуре повторного  рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом Российской  Федерации и одобренного Государственной  Думой в ранее принятой редакции  в порядке ч. 3 ст. 107 Основного  закона; принятии федеральных конституционных законов (ч. 2 ст. 108); рассмотрении и принятии закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 108, 136).

Помимо конституционных  норм законодательная деятельность Совета Федерации определяется нормами  его Регламента. В соответствии со ст. 104 члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний к закону направить их в комитет (комиссию) палаты, ответственный за рассмотрение данного законодательного акта.

Конституционные параметры законодательной деятельности Совета Федерации мало отличаются от соответствующих установлений, адресованных верхним палатам парламентов других государств. Законодательная функция проистекает из теоретических постулатов, объясняющих предназначение двухпалатного парламента. Существование двух палат придает большую устойчивость законодательству. Такая парламентская структура является преградой для скороспелых изменений законов, поскольку каждый законопроект должен подвергнуться еще одному обсуждению в верхней палате. С ее учреждением делается расчет на то, что принятый закон будет более совершенным. Именно подобным образом объясняли необходимость второй палаты Дж. Мэдисон и А. Гамильтон. С их точки зрения сенат призван возместить изъян, связанный с недостаточным знакомством избранных депутатов с задачами и принципами законодательства

Конституция Российской Федерации  определяя статус Федерального Собрания как единственного законодательного органа. Поэтому законотворчество является основной функцией российского парламента, которая проецируется на обе его палаты.

Контрольные функции в  меньшей степени получили отражение  в Основном законе страны . Если суммировать  основные положения ч. 5 ст. 101, ст.102 можно  определить основные контрольные функции  Совета Федерации: в частности это бюджетно-финансовый контроль , осуществляемый обеими палатами прибегая к помощи Счетной палаты, контроль за деятельностью исполнительной власти , контроль за сферой государственного управления, связанный с осуществлением СФ ряда кадровых назначений, контроль в области внешне-политической деятельности.

Итак, Совет Федерации  выполняет четыре основные функции: представительскую, законодательную, контрольную, а также специфическую  функцию сдерживания нижней палаты парламента. Указанные функции проявляются через совокупность полномочий Совета Федерации, закрепленных в ст. 101, 102, 104-108, 134, 136 Конституции России, различных федеральных законах.

Какая из двух палат Федерального Собрания представляет волю народа? Отвечая  на этот вопрос, разделяю точку зрения Конституционного Суда РФ о многомерном характере народного представительства в Российской Федерации. При этом Государственная Дума обеспечивает прямое представительство населения, а Совет Федерации - представительство интересов российских регионов, их органов власти. Совет Федерации - участник системы отношений народного представительства, в которой он выполняет роль выразителя уже согласованных, выработанных в региональных органах власти интересов


Информация о работе Функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ