Функции правовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в анализе сущности функций правовой культуры, их места и роли в правовом воздействии на отношения между людьми, их коллективами и организациями, а так же предполагает решение следующих основных задач:
- раскрыть существенные черты функции правовой культуры;
- сформулировать определение ее понятия;
- изучить основные элементы содержания функций

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие, содержание и виды функций правовой культуры……...5
1.1. Понятие функций правовой культуры………………………………….5
1.2. Содержание функций правовой культуры……………………………...7
1.3. Классификация функций правовой культуры…………………...…….11
Глава 2 Общесоциальные функции правовой культуры………………….14
2.1. Экономическая функция правовой культуры…………………………14
2.2. Политическая функция правовой культуры…………………………..15
2.3. Социальная функция правовой культуры……………………………..18
2.4. Идеологическая функция правовой культуры………………………...19
Глава 3 Специально-юридические функции правовой культуры………...21
3.1. Правопреобразующая функция правовой культуры………………….21
3.2. Регулятивная функция правовой культуры………………...…………23
3.3. Функция охраны прав и свобод граждан……………………………...25
3.4. Коммуникативная функция правовой культуры………………...……27
Заключение………………………………………………………………......30
Список использованных источников…...………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим элементом выступают субъекты функций. К ним, прежде всего, относятся граждане и их объединения (политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы и т. д.). Правовая культура общества, в конечном счете, включает в себя индивидуальную правовую культуру каждого конкретного лица, от уровня правовой культуры личности зависит правовой культуры общества.

Выработка и реализация комплексного, обоснованного правового воздействия предполагает осуществление взаимосвязанных мер на всех уровнях государства. Субъектами функций правовой культуры выступает вся система государственных органов. Самостоятельными субъектами функций выступают органы местного самоуправления.

Следует выделить три основные группы субъектов. Первую составляют граждане, их коллективы, активно участвующие в правозначимой деятельности. Они выступают носителями прогрессивной правовой культуры. Ко второй группе относятся субъекты, которые потенциально способны нарушить правопорядок, права и законные интересы граждан. Их правовая культура требует позитивного преобразующего воздействия. Третья группа субъектов - это конкретные компетентные органы, призванные осуществлять мероприятия, направленные на повышение ПК общества и его отдельных членов.

Юридические действия и операции занимают самостоятельное место в содержании функций. Они образуют активную, динамичную сторону правовой культуры. Юридические действия представляют собой внешне выраженные волевые акты субъектов, влекущие соответствующие социальные и правовые последствия. Совокупность взаимосвязанных между собой действий, объединенных общей локальной целью, направленных на решение конкретных задач образует операцию.

Все юридические действия и операции можно подразделить на следующие группы. Во-первых, это действия соответствующих государственных органов, направленные на повышение правовой культуры общества. Во-вторых, действия других органов, граждан и их объединений.

Существенную роль в осуществлении любой функции играют общесоциальные, специально-юридические, технические и иные средства, в совокупности образующие юридическую технику. С их помощью обеспечивается достижение намеченных целей, решение поставленных задач, получение необходимых результатов. [8, с.62-65]

           На наш взгляд, все указанные средства могут быть эффективно использованы и при осуществлении функций правовой культуры. К общесоциальным средствам относятся все социальные нормы (нравственные, религиозные, корпоративные, эстетические, воспитательные и иные), а также политические, организационные, социальные, идеологические и другие меры, направленные на достижение целей и задач правовой культуры.

В качестве специально-юридических средств в правоведении 
рассматриваются юридические нормы и индивидуально-правовые 
предписания,        нормативно-правовые       и правоприменительные, интерпретационные и распорядительные, контрольно-надзорные и иные правовые акты, а также договоры, юридические доказательства и т.д. [9, с.14]

В качестве технических средств как элемента содержания функций правовой культуры необходимо рассматривать такие приборы, инструменты, приспособления, с помощью которых можно фиксировать информацию, проводить опросы, статистические исследования, закреплять результаты проводимых различных организационных мероприятий (например, использование видеозаписи судебного процесса для правового воспитания школьников в курсе изучения основ права).

В той или иной конкретной ситуации одни и те же средства могут использоваться различными способами, которые принято рассматривать в качестве самостоятельного элемента содержания юридической деятельности. Способ — это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью различных средств, при наличии определенных условий и предпосылок. Способы, как элементы содержания функций, могут быть официальными и неофициальными, правовыми и социальными, обязательными и рекомендательными, охранительными и воспитательными, запретительными и стимулирующими, общими и конкретными, индивидуальными и коллективными. Все они успешно применяются при функционировании правовой культуры.

Цели и задачи правовой культуры являются важнейшим элементом, входящим в содержание функций правовой культуры, поскольку функции подразумеваются именно как целенаправленное воздействие. Цели, стоящие перед правовой культуры и конкретизирующие их задачи обусловливают наличие тех или иных функций, делая процесс функционирования правовой культуры динамичным и развивающимся.

Результаты функций правовой культуры следует рассматривать в двух аспектах: общесоциальном и юридическом. В юридическом плане результатом соответствующей функции может стать создание качественных правовых актов, эффективно регулирующих общественные отношения. Общесоциальным результатом будет, например, высокий уровень развития экономической и политической систем общества, достигнутый за счет повышения правовой культуры граждан и должностных лиц. [8, c.43-44]

 

1.3. Классификация функций  правовой культуры

            Без правильной (объективной) классификации невозможно построить систему функций, поскольку любые классификации, основанные на субъективных критериях, неизбежно влекут нарушение единства и целостности элементов, составляющих систему. В теории культуры выделяют следующие ее функции: - институциональная — поддержание деятельности социальных общностей, институтов, организаций как основы развития общества; - познавательная — накопление и трансляция накопленного опыта; цивилизационная — формирование у членов общества определенных свойств: характера, ментальности, образа жизни; - коммуникативная — общение людей друг с другом, между разными народами и цивилизациями; - нормативная — способность управлять деятельностью людей, социальных групп и общностей; гуманистическая — поддержание в обществе идеалов нравственного отношения. [10, с.4]              

             Представляется, что вести речь о видах функций, необходимо опираясь на общие представления о функциях культуры. Е.В. Аграновская считает, что функции осуществляются в единстве идеологического и социально-психологического компонентов. Она выделяет 2 функции правовой культуры: 1) отражение правовой действительности; 2) выработка ценностно-нормативной ориентации личности в правовой сфере, регулирование её поведения и деятельности. [11, с.24-28]

          Однако нельзя сводить к этому процессу всё функционирование правовой культуры, точно так же как нельзя сводить правовую культуру личности только к сумме накопленных правовых знаний. Отражательная функция предшествует регулятивной функции, так как правовая культура выступает опосредующим звеном между правовой реальностью и поведением личности.           

             Вряд ли можно согласиться с приведенным доводом, так как правовая культура не только может связывать правовую реальность и поведение личности, она включает в себя и то и другое. Г.И. Балюк выделяет общественно-преобразующую, познавательную, аксиологическую, семиотическую (информационную) и коммуникативную функции, подчеркивая при этом, что среди них основной является функция формирования и развития личности. [10, с.5-6] Сходную позицию занимает Л.К. Суворов, считающий, что правовая культура выступает позитивным фактором жизнедеятельности общества, поскольку обеспечивает всестороннее развитие индивида, включение его в общественно-правовую деятельность и повышение его правовой активности. [12, с.37-38]

                 Правовая культура не только источник удовлетворения правовых интересов личности, но и способ совершенствования общественных интересов. Именно это, по мнению автора, предполагает необходимость выявления функций правовой культуры применительно к развитию не только личности, но и общества. А.А. Подмарев отмечает, что правовая культура любого общества выполняет определенные функции, обусловленные её сущностью:

- накопление и передача от  поколения к поколению юридических  ценностей; - сохранение национальных  правовых традиций и разумное заимствование ценностей мировой правовой культуры;

- воспитание чувства права, уважения  права, понимания его значения как основы социального порядка. [13, с.37]

            Наиболее предпочтительным в научном, учебно-методическом и 
практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций правовой культуры: общесоциальных и специально-юридических. 
            Отметим, что понятие «общесоциальная функция» отражает взаимосвязь, определяющую порядок включения одной системы (правовой культуры) в другую, более широкую систему (общество). Общесоциальные функции правовой культуры включают: экономическую, политическую, социальную, идеологическую.

            К специально-юридическим функциям правовой культуры относятся, по нашему мнению, правопреобразующая, регулятивная, охраны прав и свобод граждан, коммуникативная,.

                  Таким образом, эти функции показывают относительно обособленные направление воздействия правовой культуры на реальную действительность. Взятые в системе, они дают более или менее цельное представление о динамичной природе правовой культуры, ее прогрессивном месте и роли в развитии правовой системы общества, «юридических качествах» отдельных людей и их общностей.

 

 

Глава 2. Общесоциальные функции правовой культуры

2.1. Экономическая функция  правовой культуры

           Экономические преобразования неизбежно накладывают отпечаток, как на право, так и на правовую культуру. Адекватно целям проводимых экономических реформ изменяются правовое регулирование, правосознание и юридическая практика. Современные экономические условия требуют эффективного регулирования рыночных отношений. Достижение этого невозможно только в рамках отраслевых юридических наук, так как каждая из них отражает только какой-то один аспект проблемы.

Цель, стоящая перед правовой культурой, дать комплексную правовую оценку сложившейся экономической ситуации, выработать экономико-правовую доктрину развития страны, определить стратегические и тактические перспективы, обозначить пути их достижения. Экономико-правовая доктрина является необходимым условием проведения эффективных рыночных преобразований. До тех пор пока не будут сформулированы правила поведения на рынке на долгие годы, инвестор (особенно иностранный) не решится вкладывать средства в развитие экономики. Именно это составляет основу реализации экономической функции правовой культуры.

Рассматривая экономическую функцию ПК, можно говорить и о новой экономико-правовой культуре, представляющей совокупность способов деятельности, с помощью которых конкретные общества, группы и индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования. [14, с.12] При этом задача правовой культуры - убедить граждан в ценности рыночных принципов, важности и необходимости экономической активности, соблюдении законодательства. Но современная реальность такова, что былые общечеловеческие ценности почти утрачены, новые только формируются. Вследствие этого, основное предназначение правовой культуры - содействие формированию нового понимания происходящих в обществе процессов, при этом в ходе реализации данной функции правовой культуры должны внедряться те экономические ценности, которые адекватны объективным интересам всего общества.

            С другой стороны, задачей экономической функции является выработка принципов разумного сочетания публичных и частных интересов в правовом регулировании экономики. На наш взгляд, не следует абсолютизировать частное начало и противопоставлять права и интересы человека и гражданина интересам общества и государства, только разумное их сочетание позволит создать эффективное законодательство.

            Основу экономической функции составляет обоснование и реализация принципа экономической свободы. Свободой экономической деятельности следует считать наличие многообразных возможностей для индивида в достижении им своих целей и реализации интересов экономического характера с учетом прав и свобод других лиц, при постоянном стремлении индивида к расширению своих возможностей и наиболее полной их реализации. Однако ее пределы зависят от необходимости соблюдения прав и свобод других лиц, отсюда свобода экономической деятельности принципиально подлежит ограничению. [15, с.45]

            Экономическая функция одной из своих целей ставит достижение понимания гражданином своей ответственности перед людьми, коллективом, обществом, осознание неразрывной связи предоставленных прав с добросовестным исполнением своих гражданских обязанностей. Данное обстоятельство особенно важно в условиях и проведения рыночных реформ. В подобных условиях на первое место среди проявлений правовой культуры целесообразно поставить умение человека быть надежным партнером в договоре, ответственным в отношениях, строящихся с определением взаимных прав и обязанностей, четким и последовательным в исполнении взаимных обязательств

            

2.2. Политическая функция  правовой культуры

              Право и правовая культура частично совпадают и тесно взаимосвязаны с политикой и политической культурой. правовая культура включает существующие в данном обществе отношения к политике, политическим учреждениям и институтам, оценки их функционирования и деятельности, правовые и политические ценности, нормы и образцы поведения. В осуществление политической функции включены когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие компоненты. Речь идет о знании права и политики, умении понимать и использовать правовые и политические нормы и институты, ориентации на правовую и политическую системы, которые воплощают степень гражданственности и лояльности. [16, с.10]

       Политическая и правовая культуры общества — это совокупность личностных культур, которые характеризуются знанием, пониманием и сознательным выполнением политических и правовых установок. Таким образом, чем выше уровень культуры каждой личности, тем выше уровень общественной культуры. Поскольку управление политикой и государством осуществляют индивиды через различные правовые процессы, в том числе и через законотворчество, которое представляет трансформацию социальных и политических норм в правовые, то чем выше уровень правовой культуры личности и общества, тем выше и уровень политической культуры. В свою очередь, чем выше уровень политической культуры, тем выше уровень правовой культуры. [17, c.45]

Информация о работе Функции правовой культуры