Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…………..

1.1. Понятие функций государства……………………………………………
1.2. Классификация функций государства……………………………………
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………

2.1. Внутренние функции……………………………………………………

2.2. Внешние функции…………………………………………...…………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГиП555.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Существует два основных метода государственного регулирования экономики:

1) достаточно определённая и  жёсткая налоговая политика, позволяющая  государству успешно решать его  социальные задачи, а также перераспределять  часть национального дохода в  целях развития производительных  сил общества;

2) создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом. Как правило, оба этих метода взаимосвязаны и действуют в совокупности друг с другом.

Рассматривая экономическую функцию государства в современном правовом государстве можно выявить ряд её направлений:

1) воздействие государства на экономическую жизнь общества в 
целом, что выражается в формировании государством бюджета страны, 
контроля за его расходованием; в программах развития экономики в 
государственном масштабе и т. п. Функция государства здесь заключается в 
основном в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях. 
Но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных 
механизмов.

2) непосредственное хозяйственное руководство государственным 
сектором экономики, т. е. на государственных предприятиях и различных 
учреждениях, где государство выступает собственником средств 
производства, производителем материальных благ и услуг.

В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии на её территории, закреплённые в конституции РФ:

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».(статья 8 пункт 1 и 2).

Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. На сегодняшний день мы постепенно уходим от единственно правильного свободного рынка, саморегулируемого на основе спроса и предложения. Постепенно пришло понимание, что в условиях ограниченности ресурсов, периодически повторяющихся экономических кризисов, безработицы и инфляции в России возникает потребность в продуманной, сбалансированной экономической политике государства. Т. е. в данный исторический период своего развития Россия нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.

 

2.1.2. Функция финансового контроля.

Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону определённая часть этих доходов в виде налогов перечисляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также на содержание самого аппарата управления государством.

Как правило, высший финансовый контроль за доходами и расходами в государстве осуществляется Парламентом. Практически во всех государствах широкими полномочиями в этом виде деятельности обладают министерства финансов. Например, в Англии контроль за распределением между различными ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов.

Итак, важнейшей частью экономической политики государства является налоговая система как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.

Современная российская налоговая система в основном отвечает требованиям рыночной экономики и в основном тождественна зарубежным системам, однако слишком громоздка, нерациональна как по структуре, так и по уровню различных налогов. Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить принципы рациональной налоговой политики, а именно ( по 7-ому источнику)

«1) простота. Установление налогов и сборов не должно сопровождаться созданием гигантского бюрократического аппарата. Форма отчетности должна быть доступна и прозрачна как для заполнения физическими лицами, бухгалтерскими службами предприятий, так и для проверок налоговыми органами;

  1. общая нацеленность. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики;
  2. фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше суммы налоговых поступлений. Особо важным становится максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставки последних;
  3. блокирование тенденций к уклонению от уплаты налогов. Обеспечение либо невозможности уклонения от его уплаты, либо создание условий невыгодности для налогоплательщика нарушения закона. В противном случае возникает мощный стимул криминализации экономики и общества;
  4. универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков, отраслей, регионов и видов деятельности;
  5. стимулирование общественно-полезных и подавление вредных видов деятельности;
  6. защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор влияния инфляции лишь в интересах бюджета, что приводит к разорению налогоплательщиков и, как следствие, к сокращению налоговых поступлений. Например, с ростом цен за год в несколько раз даже при условии нулевой рентабельности налог на прибыль составит значительную часть оборота. В таких условиях выживает только предприятие с высокой скоростью оборота.

Из перечисленных критериев налоговой системы можно сделать вывод о, мягко говоря, не полной эффективности существующей системы налогообложения в Российской Федерации».

 

2.1.3. Социальная функция.

Задача социальной функции государства состоит в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве каких-либо благ.

В первую очередь, социальная политика государства предполагает распределение социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться: больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое правовое государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи. Таким образом должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства. Например, социальная функция в области поддержки культуры реализуется через учреждение сети государственных театров, кинотеатров, музеев, финансирования различных выставок и других культурных мероприятий.

Немецкий историк Г. А. Риттер выделяет три типа социального государства. Первым типом Риттер определяет «позитивное государство», в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов и в котором государственная социальная политика является лишь средством контроля. Второй тип - собственно социальное государство, в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех. Третьим является «государство благоденствия», в котором «обеспечивается равенство, кооперация и солидарность» с одинаковой социальной политикой; в нем должны уменьшаться различия в зарплате, гарантироваться полная занятость, обеспечение трудящихся доминирующим местом в политике государства.

Необходимо отметить, что, будучи только моделями, эти типы социального государства нигде не были реализованы в полной мере и лишь отражают основные тенденции в социальной политике современного Запада. В этом смысле следует добавить о том, идея социального государства имеет двойственный характер. Социальная функция государства призвана обеспечивать равенство как юридическое, так и материальное, что идет в противоречие с идеей свободы и концепцией правового государства, в котором вмешательство государства в частные и общественные дела ограничиваются необходимым минимумом. Как подчеркивает в своей работе Риттер, социальное государство содержит в себе опасность установления тотального контроля и управления обществом «сверху», но оно же одновременно способствует росту реальной свободы, ликвидируя бедность и социализацию индивида.

Современное российское государство также имеет социальные гарантии, закреплённые в конституции РФ, статье 8:

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и

иные гарантии социальной защиты".

Тем не менее, Россию нельзя назвать социальным государством, потому что оно не обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий и обеспечения своих сограждан.

 

2.1.4. Природоохранительная функция.

Природоохранительная (экологическая) функция государства занимает одно из ведущих мест во внутренней деятельности государства. Земля является объектом нашего совместного проживания, он требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения к себе. В большинстве современных государств разработано обширное законодательство по охране природы, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, земли, вод и лесов).

Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства. Например, в США действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами.

В Англии, Казахстане, России, на Украине и многих других странах действуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды. В Российской конституции закреплена природоохранительная функция Российского государства:

«Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в 
Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, 
проживающих на соответствующей территории», (ст. 9 пункт 1) 
Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, 
достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, 
причиненного его здоровью или имуществу экологическим 
правонарушением.       

 

2.1.5. Правоохранительная функция.

Функция охраны правопорядка подразумевает под собой сферу деятельности государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства. В правовом государстве интересы каждой личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство охраняет интересы каждой личности как гражданина и члена общества одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества.

Однако борьба с правонарушениями является важной, но не первостепенной стороной правоохранительной деятельности государства. Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т. д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается в том, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Надо сказать, что в силу все гармонично развивающихся, объективно обусловленных экономических, социальных и нравственных отношений граждан с государством, принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

В Российской Федерации верховенство прав и свобод человека как основной ценности, определяющей правоохранительную деятельность государства закреплены в статье 19 Конституции РФ:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

 

2.2. Внешние функции.

Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать интеграционные процессы во взаимоотношениях с другими странами, одновременно отстаивая свою собственную независимость на международной арене.

Большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил.10

 

2.2.1. Политическая функция.

В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество государств осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого государства, состоящего в объединении. В 1991 году возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), построенное на принципах экономического сотрудничества. Такое объединение было обусловлено тем, что бывшие республики Советского

Информация о работе Функции государства