Формы правления современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение форм правления присущих современным государствам.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и виды форм правления современных государств;
- рассмотреть особенности формы правления «монархия» и ее виды;
- рассмотреть особенности формы правления «республика» и ее виды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...……..…3

ГЛАВА I. Понятие и виды форм правления…………………….……5

ГЛАВА II. Монархия ……………………………………..…………20

2.1 Абсолютная монархия ……………………………..…………….. 20
2.2 Конституционная монархия ……………………………………... 27

ГЛАВА III. Республика ………………………….………..…………..20

3.1 Президентская республика …………..…………..……………... .20
3.2 Парламентская республика ……………………………………... .27
3.3 Смешанная республика ………………………………………......27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………...…….…………………………29

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

- выборность  на  определенный  срок  главы  государства и  других верховных органов государственной  власти;

- осуществление  государственной  власти не по собственному  праву, а по поручению народа;

- обязательность  решений   верховной  государственной   власти для всех других государственных  органов;

- юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Существует несколько способов избрания главы государства:

- избрание непосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием;

-  голосование в парламенте;

- голосование выборщиков. Избиратели  голосуют за выборщиков, которые,  не общаясь между собой, избирают  президента из числа кандидатов, выдвинутых разными партиями;

- избрание президента специальной избирательной коллегией.

По характеру взаимоотношений  между исполнительной и законодательной  властью принято различать парламентарную, президентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики. Отличия заключаются, в объеме полномочий принадлежащих главам исполнительной и законодательной власти.

 

3.1 Президентская  республика

 

«Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства».5

Президентская республика характеризуется тем, что  президент занимает очень значительное место в системе органов высшей власти

Президент имеет право законодательной  инициативы, назначения референдумов, право введения чрезвычайного положения, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами, имеет право  заключать мир, объявлять войну  и т. д. Президент в пределах своей  компетенции самостоятельно издает нормативно-правовые акты, которые  занимают важное место в иерархии законодательства страны.

Характерные черты президентской республики:

- президент  является главой исполнительной  власти (правительства);

- президент самостоятельно  формирует правительство и имеет  право его распускать;

- президент избирается  и утверждается на должность  без участия парламента.

Большинство республик, существующих в мире, являются президентскими республиками (США, Казахстан, большинство стран Латинской  Америки и Африки).

 

3.2 Парламентская  республика

 

Парламентская республика отличается наличием сильной законодательной власти, при этом исполнительная власть подчинена ей. Законодательная власть (парламент) формирует правительство, и данное правительство, в свою очередь, подотчетно парламенту. Парламент избирается населением по партийным спискам, и определяет векторы государственного развития, внешнюю и внутреннюю политику. Правительство формируется, в основном, из числа депутатов,  принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.

В современном мире данная форма правления присуща в  основном развитым странам (в основном страны Европы (Германия, Италия, и т.д.), а также Израиль. Также парламентской  республикой является Индия.

Глава правительства (премьер-министр) является главой исполнительной власти, и избирается, как правило, из числа  депутатов представляющих партию, одержавшую победу на выборах в парламент. Хотя существуют и исключения из правил, например, в случае если одна из партий не имеет большинства в парламенте, создается коалиция из нескольких партий, которая и выбирает главу правительства  и министров, т.н. «коалиционное правительство».

Премьер-министр и министры правительства выбираются парламентом, и назначается на должность президентом  республики. При этом, президент  только юридически закрепляет факт назначения на должность в правительстве, сам  не принимая участия в данном выборе.

Население, как правило, не участвует в выборах президента. В отличие от президента в президентской  республики, он избирается либо парламентом (Греция, Италия), либо особой коллегией (Германия, Индия). Хотя существуют парламентские  республики, где происходят всенародные  выборы президента (Австрия, Турция).

Президент, хоть и обнародует законы, утверждает членов правительства, в основном несет на себе представительские  функции. Юридически главой государства  в таких странах является президент, но фактически «первым» лицом государства  является глава правительства.

Особые  случаи формирования правительства  в парламентской республике –  это создание служебного правительства  и «правительства парламентского меньшинства».

 Служебное  правительство – это временное,  переходное правительство, образуемое  в тех случаях, когда не удается  создать правительство на партийной  основе. Его основная задача –  подготовить и провести новые  выборы в парламент, которые  создадут возможность формирования  нового правительства на партийной  основе. Члены этого правительства  могут представителями различных  партий. Чаще такое правительство  создается из числа беспартийных  чиновников высокого ранга.

Правительство парламентского меньшинства создается  и действует на несколько иной основе. Оно формируется партией, которая располагает довольно большим  числом мандатов в нижней палате парламента, но все-таки этого количества недостаточно, чтобы при голосовании получить вотум доверия. И коалицию, в свою очередь, создать тоже не удается. В  связи, с сильными партийными противоречиями, либо взглядами лидеров партий на принципы государственной политики. В этом случае партия, формирующая  правительство, стремиться заручиться поддержкой голосов двух-трех мелких партий с тем, чтобы при утверждении  правительства собрать большинство  голосов в парламенте. Однако эти  мелкие партии в коалицию не входят, и правительство не формируется  как коалиционное.

 

3.3 Смешанная республика

 

Соединение рассмотренных  выше двух видов республик, переплетение некоторых институтов привело к  появлению в некоторых странах  новой формы правления – смешанной  республики. Также такие республики называют «полупрезидентскими» или «полупарламентскими».

Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей: президент не является главой исполнительной власти (он является главой государства), исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. В полупрезидентской республике имеются следующие черты:

- президент избирается непосредственно  населением, что делает его независимым  от парламента;

- министров президент может  назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки  сил в парламенте;

- правительство несет ответственность  перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить главу правительства, отдельного министра и все правительство в отставку;

- ответственность правительства  перед президентом и перед  парламентом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, форм правления в  современных государствах не так  уж и много, всего две – «монархия» и «республика». Стоит учитывать  при этом, что эти формы правления  имеют несколько своих видов, которые могут резко отличаться между собой, внутри одной формы  правления.

В данной работе были показаны отличительные особенности каждой из форм правления, рассмотрены их основные особенности и виды.

 Деятельность государства  широка и многообразна. Для того, чтобы охарактеризовать ее в  целом, требуется высокий уровень  научной абстракции и соответствующие  ему понятия. 

Форма правления государства  позволяет определить юридические  основы взаимоотношений государства  и населения, способы формирования высших органов власти и их взаимоотношения  между собой.

При этом, стоит учитывать, что непосредственно причисление  одной страны к «монархии» или  «республике» является довольно объективным  фактом, закрепленным, как правило, основным законом страны. Причисление  же страны к определенному виду внутри одной формы правления, может  являться субъективным фактором.

В будущем будут возникать  и новые функции, а вместе с  ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с.

 2. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. – 135 с

3. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: Учебное пособие. - М.: НОРМА, 2011. – 448 с.

 

 

Нормативно-правовые документы

 

1. Конституция РФ: Официальный  текст. М. : Издательская группа  ИН-ФРА-М-НОРМА, 1996.

2. О внесении изменений  в Федеральный Закон «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Федеральный  закон от 30.06.2009 №143-Ф3 // Собрание  законодательства РФ. 2009. № 27. Ст.3265. М.: Юридическая литература. 1 электрон, опт. диск.

3. О рекламе. Федеральный  Закон от 13.03.2006 №38-Ф3 // Собрание законодательства  РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

4. О введении надбавок  за сложность, напряженность и  высокое качество

работы [Электронный ресурс] : указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации  от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован  не был. Доступ из справочно-правовой системы  «КонсультантПлюс»

5. О мерах по стабилизации  потребительского рынка РФ: постановление  правительства РФ от 12 октября  2008 г.№ 1190// Рос.газ.- 2008-20 окт.- С.4

 

Монографическая литература

 

6. Антонова В.В. Основы  стратегического менеджмента: учеб  пособие/ В.В. Антонова – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.:Центр, 2009.- 286 с.

7. Никонов В. И. Алгоритмы успешного маркетинга/  В. И Никонов., В. Я Яковлева - М. : Мысль, 2010.- 326 с.

8. Сельское и городское  самоуправление в России в  XVII-начале XX века / Е.Ю. Белозович и др. – М.: Наука,2010.- 36 с.

9. Философия культуры  и философия науки: проблемы  и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. / Сарат.  гос. ун-т ; [под ред. С. Ф.  Мартыновича]. Саратов : Изд-во Сарат.  ун-та, 2010.

10.Шерстобитов А. Е.  Гражданско-правовое регулирование  обязательств по передаче информации : автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2009.

 

 

Периодическая литература

 

9. Губарев В. В. Перспективные  подходы в менеджменте // Менеджмент  в России и за рубежом. 2011.-  №3. - С. 3-16.

 

Электронные ресурсы

 

 Жилищное право: актуальные  вопросы законодательства : электрон, журн. 2011. № 1. URL: http://www.gilpravo.ru (дата  обращения 20.08.2011)

1 Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: : учебное пособие. - М.: НОРМА - 2011. - С.139.

2 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. – С. 125.

3 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. – С. 78

4 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. – 416 с.

5 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – 2-е изд., изм., доп. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 208


Информация о работе Формы правления современных государств