Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на значимые различия в подходах к определению формы правления, эти теоретические позиции имеют и ряд общих методологических установок:
- они признают зависимость функционирования человеческого общества от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридические, высоконравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей;
- любая форма рассматривается ими через призму содержания;
- идеалистический и материалистический подходы к анализу формы правления являются ограниченными для осмысливания всех качеств организации политической власти в государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………...3

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

  Праворадикальные тоталитарные  режимы в Италии и Германии  решали задачи полного контроля  над экономикой и иными сферами  жизни различными способами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действующие методы и формы партийно-государственного контроля над личным и акционерным делом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

  Праворадикальные тоталитарные  режимы с правым уклоном возникли  впервые в промышленно развитых  странах, но с относительно неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский  фашизм сооружал свою модель  сообщества на корпоративно-государственной основе, а немецкий национал-социализм - на расово-этнической.

  Праворадикальный тоталитаризм  становит своей целью закрепить  в либеральном сообществе имеющийся  распорядок без коренной его  ломки, посредством возвеличивания  роли страны, упразднения отдельных общественных институтов и частей, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтоб уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на местности Германии евреев, цыган, создать некое новое сообщество.

  Тоталитарные политические режимы, следовательно, формируются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И потому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели пространство, переходят или к либерально-демократическим системам: Германия, Испания, Италия и др., или к социалистической демократии: Китай и др.

3.3 Смешанная форма республики

Смешанная форма правления - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой составляющие президентской республики смешиваются с элементами парламентарной республики. Эти составляющие характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента( как и в президентской республике), но в предоставленной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и( или) министрам( но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом( двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную ступень: ключевой все же остается ответственность министров перед президентом, под истоком которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется часто квалифицированное большинство голосов 2/ 3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен только значимым числом членов парламента( традиционно не менее 1/ 10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не освобождать правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.

  Основными признаками смешанной  республики следует назвать:

1) президент является главой страны и арбитром;

2) президент избирается на основе  всеобщих и прямых выборов, получая  власть конкретно от народа;

3) президент не является юридически  главой исполнительной власти( правительство  возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, дозволяющих ему повлиять на политику правительства. Он председательствует на официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т. е. практически президент управляет правительством;

4) президент назначает главу правительства, как правило, из числа фаворитов более влиятельных партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту (нижней палате), объясняет свою программу и просит о доверии. Парламент может отказать в доверии, приняв резолюцию порицания, что значит сформирование правительства, т. е. свобода выбора президента в отношении главы правительства и его членов постоянно ограничена парламентом, что типично для парламентарных республик;

5) одним из признаков, характерных  смешанной республике, является  двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед  парламентом. Президент за деяния  правительства ответственности не несет;

6) наиболее сильное полномочие  президента - права роспуска парламента  и назначение преждевременных  парламентских выборов. Но это  преимущество носит конституционно  ограниченный нрав;

7) президент наделен правом вето  на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре.

  Следует иметь в виду, что одного  стереотипа республики смешанного  типа не есть, так как сочетание  признаков президентской и парламентарной  республик может существовать самым различным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут находиться и свои специальные черты.

  Смешанные формы являются попыткой  преодолеть недочеты той или  и иной системы, при этом, когда  желают снять или ослабить  недочеты президентской республики, увеличивают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что содействует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если желают преодолеть недочеты парламентской системы, то увеличивают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется синхронно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во 2-ой в теории не обязано быть ответственности правительства перед президентом, но часто сохраняется возможность воздействовать на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы страны (защита, внешняя политики). С иной стороны, смешанные системы разрешают модифицировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна содействовать превращению Грузии в парламентарно-президентское государство.

Сами по себе эти системы являются переходными к парламентской модели, но полномочия президента в них еще просторнее, чем это характерно для нее.

Заключение

Форма правления государства - итог конкретно-исторического развития каждой страны, соотношения политических сил в период коренных социальных преобразований. Она отображает общие закономерности государственно-правового развития страны, ее политический эксперимент, традиции и менталитет народа, а также множество других причин. Существенное воздействие на форму правления оказывают цивилизованный уровень населения, его менталитет, нрав религиозных воззрений, национальные особенности, нрав взаимоотношений страны и его органов с негосударственными организациями. Форма государственного правления отображает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Она даст возможность уяснить, как формируются высшие органы страны, и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся отношения между верховной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов страны позволяет обеспечить права и свободы граждан.

  Историческое развитие форм правления  осуществляется в движении от  неограниченной (абсолютной) монархии к ограниченной (конституционной), от монархии - к республике, в становлении основных институтов парламентаризма и конституционализма. Общая тенденция мирового развития в направлении от монархии, основанной на единоличной власти суверена, монарха, - к республике, базирующейся на народном суверенитете, не исключает возможности возобновления монархии в отдельных странах после падения диктаторских режимов.

  Традиционное разделение форм  правления на монархию и республику  в современных условиях не  может адекватно отобразить типологические  свойства существующих стран, которые  демонстрируют многообразные варианты организации власти.

  Республиканская форма правления  подразумевает такую конструкцию  страны, которая исходит из признания  народа единым носителем суверенитета. От народа все высшие органы  власти прямо или косвенно, непосредственно или опосредствованно получают свои полномочия, от его имени они действуют, перед ним все они несут ответственность. Это позволяет подразделить все республики на два вида: республики с непосредственным правлением народа, когда законы принимаются на общих собраниях граждан, референдумах, плебисцитах, и представительные республики, где законы принимают избранные народом парламенты.

  Республиканская модель государства  создавалась и развивалась совместно  с совершенствованием государственности. Республика - государство с коллегиальной формой правления, где: реализован принцип народного суверенитета; обеспечено разделение властей с закреплением за всякой из них - законодательной, исполнительной, судебной - самостоятельности, собственных полномочий, прерогатив, при наличии механизма обоюдных сдержек и противовесов; обеспечивается выборность и сменяемость высших органов законодательной и исполнительной власти, ответственность главы государства.

  Институт президентской власти  в республиканском государстве  исторически сложился как наиболее адекватное воплощение идей сильной исполнительной власти в условиях демократического режима. Опыт функционирования президентской власти в разных странах мира подтверждает ее способность существовать в определенных условиях средством обеспечения стабильности развития общества, гарантом прав и свобод личности, в особенности в момент острых политических кризисов.

  Республики в современном мире  разделяются на парламентские, президентские  и смешанные, особенной разновидностью  которых является независимая форма правления - полу президентская республика.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Форма правления

элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

2

Монарх

наследственный или выборный глава государства

3

Монархия

форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху

4

Абсолютная монархия

разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной, а иногда и духовной власти юридически и фактически находится в руках одного человека - монарха

5

Конституционная монархия

монархия, при которой власть монарха ограничена, где он не обладает верховными полномочиями

6

Дуалистическая монархия

монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически обладает верховными полномочиями

7

Республика

форма правления, при которой глава государства избирается и смещается, и его власть происходит от избирателей или представительного органа

8

Президентская республика

республиканская форма правления, характеризующаяся тем, что избираемый президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти

9

Парламентская республика

своего рода республиканская форма правления, в которой ведущую роль в осуществлении высшей государственной власти и формирования ее органов принадлежит парламенту как высший представительный и законодательный орган власти

10

Смешанная республика

такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики

11

Политический режим

совокупность настоящих средств и методик, при поддержке которых осуществляется власть в конкретном государстве

12

Авторитарный режим

система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при меньшем участии народа

13

Тоталитаризм

политический режим, устремляющийся к абсолютному контролю страны над всеми аспектами жизни сообщества

14

Смешанная форма правления

такая разновидность республиканской формы правления, при которой составляющие президентской республики смешиваются с элементами парламентарной республики


 

Список использованных источников

1

Конституция РФ 1993 г..М.: Проспект, 2001 г.

2

Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. М: Норма; 2001 г.

3

Назаренко Г.М. Теория государства и права. М: Ось. 2006 г.

4

Василевич Г.А. Конституционное право зарубежных стран. Мн.: Книжный дом, 2006 г.

5

Общая теория права и государства. Учебник. Москва 1994 г.

6

Теория права и государства. Под редакцией Венгерова А. Б. 1993 г.

7

Стрекозов В. Г. , Ю. Д. Казанчеев “Государственное (конституционное) право Российской Федерации” 1997 г.

8

История политических и правовых учений. Под редакцией Нерсесянца В.С. М.: Инфра М – Кодекс, 1995 г.

9

Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997 г.

10

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993 г.

11

Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.


 

Приложения

А


 

 


 



Информация о работе Формы правления и государственные режимы