Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

По закону для анализа государственных органов власти правительства использовали методологические определение "форма правления", неоднозначно интерпретируемых в юридической литературе разных исторических эпох и стран. В основе объяснения, представленные категории основаны на двух фундаментальных философской точки зрения: материалистической или идеалистической. Идеалисты считают, что форма правления является проявлением чувство народной справедливости, общественного духа, морального или религиозного мировоззрения. Материалисты оправдать обусловленность любой модели политической власти в государстве реальных ощутимых факторов и социальных законов: обширность территории, или ограниченные, уровень экономического развития, географическое положение страны, плотность населения, соотношения классовых сил в общества и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………6
1. Современные формы правления, их виды ………………………………..6
2. Республика как форма правления, ее виды ……………………………..14
3. Государственный режим и его виды ……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………35
Глоссарий………………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Абсолютная монархия

  Абсолютная монархия проявилась  в рабовладельческом обществе, и  достигла своего расцвета в  средние века, в XVI - XVIII веках. На Востоке, приняла форму абсолютная монархия, где глава страны является обладателем Верховной, светской и духовной власти. В Западной Европе монархии было 4 конкретных исторических форм существования: раннефеодальной, сеньориальную, сословно-представительную и абсолютную.

  Обобщая опыт функционирования  разных форм абсолютной монархии, можно отметить ее юридические признаки:

- монополия на власть со стороны  монарха;

- сосредоточение в его руках  всех ветвей государственной  власти( режим слияния властей);

- отсутствие каких-либо представительных  учреждений, ограничивающих его власть;

- внутреннюю и внешнюю политику  монарх осуществляет с поддержкой  назначаемых им министров, которые  несут ответственность перед  главой страны (юридическая инвеститура  принадлежит монарху);

- народ не участвует в управлении  государством, он полностью бесправен;

- отсутствие контроля за верховной  властью со стороны общества.

  Современные абсолютные монархии  сохранились на Востоке - в юридически  чистом виде, например, в султанате  Оман, в преобразованном виде  в большинстве стран Персидского  залива( Бахрейне, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и т. д.).

Современные абсолютные монархий имеют ряд преимуществ, которые проявляются: 1) способность верховной власти концентрации ресурсов на решении насущных проблем; 2) единство государственной власти, выраженное в совместном ведении в одном центре, что обеспечивает высокий уровень взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной власти, конфликты между ними; 3) возможность проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую стабильность, верховенство закона, единство цивилизации; 4) организации государственного механизма, который позволяет избежать дублирования административных функций и, как следствие, наличие относительно дешевой бюрократии.

  Однако все эти достоинства  обнаруживаются в том случае, если монарх является мощной  и разумной личностью, а правящая  семья ориентирована на отстаивание  государственных интересов.

  Наряду с плюсами абсолютная  монархия имеет значительные  недостатки: 1) политическое бесправие народа, не участвующего в формировании институтов верховной власти и проведении государственной политики; 2) совершенную бесконтрольность государственной власти; 3) юридическую безответственность монарха за принимаемые решения; 4) монополию монарха на власть, которая способна привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотреблениям властью; 5) отстаивание интересов класса феодалов.

1.4 Конституционная монархия 

Буржуазно-демократические революции в XVII - XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютных монархий, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Буржуазно-демократическая революция в XVII - XVIII веках пыталась преодолеть очевидные недостатки абсолютных монархий, стремились создать легкую форму правительства ограничить абсолютную власть монарха и способность достичь компромисса между исторически отходящего класса феодалов и растущей буржуазии. Это стало формой конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом. Ограничение власти монарха было закреплено в Конституции, которую утверждал парламент, и монарх не имел никакого права её изменять. Конституционная монархия делилась на две разновидности: дуалистическую и парламентскую.

1.4.1 Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия являлась исторически переходной формой правления от абсолютной к парламентарной монархии, призванной снабдить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуализмом гос. власти, состоящим в том, что монарх в большей степени отображает интересы феодальной знати, а парламент - интересы " третьего сословия ".

  Дуалистическая монархия характеризуется  последующими признаками:

- юридически, по конституции, верховная  власть разделена между парламентом, который наделен законодательной  властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть;

- поскольку разделение властей  не является завершенным, повелитель  владеет правом вето на решения  парламента и издания декретов-законов, одинаковых по юридической силе  законам парламента;

- управление государством монарх  исполняет методом назначения  премьер-министра и правительства, которые несут ответственность  лишь перед ним;

- правом на роспуск парламента  со стороны монарха;

- король назначает управляющих  местного управления и самоуправления, которые несут ответственность перед ним.

  К началу xx в. дуалистическая монархия изжила себя. В юридически чистом облике эта форма правления долгое время была в Кайзеровской Германии в 1871 - 1917 гг.

Король является главой исполнительной власти и имеет исключительное право назначать и снимать с должности премьер-министра и по его рекомендации министров. Кроме этого, монарх провозглашен верховным главнокомандующим вооруженными силами и представляет, свою строну, на международной арене: объявляет войну и заключает мир.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом (Национальное собрание), состоящим из Сената (верхняя палата) и Палаты депутатов (нижняя палата). Однако,  монарх в законодательном органе также имеет значительные полномочия. Король назначает членов (их 30) и спикер Сената и должны быть сняты со своих должностей. Нижняя палата (Палата депутатов - 80 человек) избираются на выборах, которые назначаются королем. Он имеет исключительное право на продление срока нижней палате не менее одного года и не более двух лет. В области законодательной власти имеет право задержать короля наложить вето на законы, принятые парламентом. Кроме того, он имеет право роспуска палаты депутатов, право созывать сессии или отсрочка Национального собрания.

1.4.2 Парламентская монархия

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, которая развивается в направлении парламентской монархией или республикой. Это стало возможным благодаря ряду факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизация социально-экономические интересы населения, их стабильность, наличие многочисленных «средних классов», функционирование конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и сообществ, формирования демократических традиций и политической культуры гражданства.

Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:

- наследственным и пожизненным  характером власти монарха;

- монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он  выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются "спящими";

- режим взаимодействия законодательной  власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;

- правительство сформируется парламентом  и ответственно перед ним, то  есть ему принадлежит право  юридической инвеституры. Формально  это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;

- юридической безответственностью  монарха, выраженной в принципе  контрасигнатуры, когда акты монарха  скрепляются подписью премьер-министра  или министра, несущего ответственность за него. Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством. Для иллюстрации этих различий сравним английскую и испанскую парламентские монархии.

2 Государственный режим и его виды

Республика (от латинского «espublica, res» - дело и «Publicus» - общественный) - форма правления, при которой глава государства избирается и смещается, и его власть происходит от избирателей или представительного органа, и все органы верховной власти избираются народом прямым или многоступенчатым выбором. Прямые выборы президента присущи Мексике, Египте, Венесуэле, косвенные - США

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Выделяют три основных разновидности республики - президентскую, парламентскую и смешанную (полу президентскую).

2.1 Президентская республика

Президентская республика - республиканская форма правления, характеризующаяся тем, что избираемый президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Президентская республика характеризуется доминирующей ролью президента в государственных органах. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Классическим примером президентской республики - Соединенные Штаты Америки, где он был впервые представлен этой форме правления. Преобладает президентская республика в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.), а ряде стран Азии и Африки в виде "суперпрезидентской" республики.

Отличительная черта президентской республики - жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Президент возглавляет исполнительную власть: назначая правительство (без участия парламента или с минимальным его участием), он является его главой. Если в стране есть премьер-министр, он является помощником президента в ближайшее время. Правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Последний не имеет права объявлять вотум недоверия правительству, премьер - министру, или только отдельному министру. Президент не имеет права распускать парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Обычно президент имеет право отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Тем не менее, есть и исключения. Согласно Конституции Египта, парламент может выразить недоверие к правительству и президенту, тем самым может распустить парламент за это, или может передать спор на общенациональный референдум. Для этой формы правления характеризуется дуалистический режим государства.

Для президентской республики характерно:

а) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

б) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

в) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

  г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени  позволяют ему контролировать  деятельность высшего законодательного  органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на  себя в экстренных случаях функции парламента.

2.2 Парламентская республика

Парламентская (парламентские) республика - это своего рода республиканская форма правления, в которой ведущую роль в осуществлении высшей государственной власти и формирования ее органов принадлежит парламенту как высший представительный и законодательный орган власти.

В парламентской республике главное звено - парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства - президента, являющегося переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов депутатов, эти представители образуют правительство, которое затем управляет страной. Более 90% законопроектов, рассматриваемые и принимаемые парламентом, вносит правительство.

Парламент, обладает правом вынесения вотума, является правительству, что влечет за собой отставку правительства либо парламента и проведение досрочных выборов. Но в большинстве случаев вотум уравновешивается правом правительства распускать парламент. Формально этим правом обладает президент, но он издает указы по официально оформленной просьбе премьер - министра. Президент назначает премьер - министра, других министров с согласия парламента. Президент может издавать акты, но они должны проходить процедуру контрассигнации. У правительства может быть солидарная ответственность, то есть недоверие к одному из ключевых министров: обороны, финансов, внутренних дел, может вызвать отставку всего правительства. Эти отставки часто влекут роспуск парламента, так как правительство может потребовать от президента этого и он обязан выполнить. При данной форме правления может существовать либо парламентарный, либо мистериальный государственный режим.

Парламент имеет право на один голос, правительство, которое включает в себя отставку правительства или парламента и проведение досрочных выборов. Но в большинстве случаев, право голоса уравновешивается правительством - распустить парламент. Формально это только президент, но он может отдавать приказы по просьбе премьер-министра. Президент назначает премьер-министра и других министров, с согласия парламента. Президент может издавать распоряжения, но они должны завершить регистрацию.  У правительства может быть солидарная ответственность, то есть, отсутствие уверенности в одном из ключевых министров: обороны, финансов, внутренних дел, может привести к отставке правительства. Отставка часто означает роспуск парламента, правительство может просить председателя об отставке, и он обязан выполнять. В этой форме правления может существовать любой парламентский или мистериальный государственный режим.

Информация о работе Формы правления и государственные режимы