Формы правления и государственного устройства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Файлы: 1 файл

Курсач Формы гос правления.docx

— 176.42 Кб (Скачать файл)

(По  запросу Президента РФ и Государственной  Думы РФ, о порядке преодоления  президентского вето)

Конституционный Суд РФ постановил в постановлении от 22 апреля 1996 г.:

1. Под «принятым федеральным законом» по смыслу ч.1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. , 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

2. Принятый  федеральный закон в течении пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции РФ, принятый федеральный закон Президенту РФ направляет Государственная Дума.

3. Отклонение  федерального закона Президентом  РФ ,предусмотрено ч. 4 ст. 107 Конституции РФ, означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. Не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом РФ федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур.

4. Положение ч. 3 ст. 107 Конституции РФ о том, что в случае отклонения Президентом РФ федерального закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о 14 – дневном сроке в толковании, которое дано постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г., а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции РФ. Если отклоненный Президентом РФ федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации он не может считаться одобренным этой палатой, а вето преодоленным. 

Цитировалось по: Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. стр. 551-552. М: Норма; 2001(курсив мой) 

Список литературы

1. Конституция  РФ 1993 г..М.: Проспект, 2001

2. Федеральный  Закон о Конституционном суде  Российской Федерации от 27. 07. 1994г.

3. Федеральный  закон об международных договорах  Российской Федерации от 15. 07. 1995г.

4. Всеобщая  декларация Прав Человека 1948г.

5. Конституции  зарубежных государств. Учебное  пособие. Европейский союз, США,

Германия, Франция, Испания, Япония, Швейцария, Бразилия, Италия. М.: Бек, 2001

6. История  Востока. В двух томах. Васильев  Л.С. М: Высшая Школа; 2001

7. История  политических и правовых учений. Под редакцией Нерсесянца В.С.

М.: Инфра М – Кодекс, 1995

8. Конституционное  право Российской Федерации. Баглай М.В. М: Норма; 2001

9. Конституционное (государственное) право зарубежных  стран. Особенная часть.

Страны Европы. Под редакцией Страшуна Б.А. М.:Бек., 1998

10. Конституционное  Право зарубежных стран. Основы  конституционного права.  Чиркин В.Е. М: Юристъ, 2001

11. Макиавелли  Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

12. Права  человека. Под редакцией Лукашевой  Е.А. М.: Норма, 2001

13. Теория  государства и права. Хрестоматия. Хропанюк. В.Н.   под редакцией Радько Т.Н. М.: Интерстиль, 1999

14. Шпенглер  О. Закат Европы. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998   

[1] Чиркин В.Е. Конституционное Право зарубежных стран. Общая Часть. Стр. 155; М: Юристъ, 2001

[2] Не настолько и понятно, в общем то. Например, есть классическое деление на демократические и недемократические режимы. Что уже в себе содержит элемент тавтологии. Академик Мишин, говорил о демократических и фашистских режимах. И т.п. В общем, единения нет.

[3] Чиркин В.Е. Конституционное Право зарубежных стран. Общая Часть. Стр. 203; М: Юристъ, 2001

[4] Как пример, необходимости историзма возьмем хотя бы «Декларацию прав человека и гражданина от 1789г.» Декларация – документ носящий, несомненно, нормативно-правовой характер. Для конца 18 в. несомненно, прогрессивный документ. А теперь вспомним, кто его разрабатывал, на чьих глазах он висел и, в конечном счете, приходом кого к власти это закончилось?

[5] Конституция Российской Федерации. Глава 1. М: Проспект; 2001

[6] «К конституционным актам относят и законы о правовом статусе личности, прежде всего Хабеас корпус акт от 1679г., Билль о правах 1689г., и конечно Великую хартию вольностей. Историческое значение названых актов, несомненно, но подавляющее большинство их норм, имеющих практическое, а не декларативное значение, отменено позднейшими актами парламента; нормы первоначальных актов приспособлены к реально изменившимся условиям. Так, нормы Хабеас корпус акта 1679г. были отменены в разное время: ст. 3 – в 1863г., ст. 1 – в 1966г., а положения ст.2 – в разное время с 1863 по 1976г., и ни одна из норм этого закона ныне не действует. Различные части Билля о правах 1689г. отменялись с 1867 по 1948г.» Конституции зарубежных государств. Стр. 5.Составитель В.В. Маклаков. М: Бек; 2001

[7] Там же. Стр.8

[8] Чиркин В.Е. Конституционное Право зарубежных стран. Основы конституционного права Великобритании. Стр.394. 3-е изд. М: Юристъ.2001.

[9] Основной закон ФРГ. Глава 2; ст. 20. Цитируется по - Конституции зарубежных государств. Стр. 74.Составитель В.В. Маклаков. М: Бек; 2001

[10] Конституция Японии. Глава 1. Статья 1. Стр. 381

[11] Там же. Глава 2. Статья 9. Стр. 382.

[12] Несмотря на столь ярко выраженный пацифизм конституции, в Японии имеют место быть силы самообороны, численностью до нескольких сот тысяч человек. Конституция Японии весьма жесткая, и потому все попытки отмены или изменения статьи 9 не принесли искомого результата. По данным за 2000 год, в конституцию вообще не смогли внести ни одной поправки.. Там же. Стр..380

[13] Основной закон ФРГ. Глава 2. Статья 24. Цитируется по Конституции зарубежных государств. Стр. 76.Составитель В.В. Маклаков. М: Бек; 2001

[14] Конституционные акты Франции. Конституция Франции 1958г. Ст. 1. Стр.32

[15] Там же. Ст.3. стр. 32

[16] Чиркин В.Е. Конституционное Право зарубежных стран. Основы конституционного права Франции. Стр.418 3-е изд. М: Юристъ.2001

[17] Теория Государства и Права. Хрестоматия. Стр.261-262. М: Интерстиль, 1999. Составитель Хропанюк. В.Н. Взято из: Шерешеневич Г.Ф. Формы государства.

[18] Баглай М.В. Конституционное Право Российской Федерации. М: Норма; 2001 стр.359

[19] «Если публичный закон не являющийся финансовым законом и не увеличивающий срок полномочий парламента за пределы пяти лет будет вотирован Палатой общин в двух последовательных сессиях (безразлично той же легислатуры или иной) и, отосланный в Палату лордов каждый раз по меньшей мере, за месяц до окончания сессии, будет этой Палатой отвергнут в каждой из этих двух сессий, то этот закон, как только он будет, отвергнут во второй раз Палатой лордов и если не последует иного решения Палаты общин, будет предоставлен его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет Актом парламента, несмотря на отсутствие одобрения Палаты лордов». Статья 2 Акта о парламенте 1911 г. с поправками внесенными в 1949г. Конституции зарубежных государств. Стр. 14.Составитель В.В. Маклаков. М: Бек; 2001

[20] В октябре 1999 г. лейбористское правительство Т.Блэра провело через парламент закон по реформированию Палаты Лордов. Ее должны покинуть все наследственные пэры (в 1999 г. – 759 человек). После выборов в 2002 г. в Палату общин к пожизненным пэрам должны прибавится пэры, назначаемые специальной комиссией. Реформа вызвана желанием Правительства устранить барьер при прохождении своих Биллей через парламент. Там же Стр. 6

[21] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Стр. 69 Редакция Б.А.Страшун. М: Бек;1998г.

[22] В редакции закона № 62-1292 от 6 ноября 1962г. По первоначальному тексту президент избирался коллегиально.

[23] Абзац. 1 ст. 81 Основного закона ФРГ.

[24] См. приложение.

[25] . Конституции зарубежных государств. Конституция Франции. Стр. 47. Раздел 7статьи 58-61 Курсивом означенная статья дана в редакции Конституционного закона № 93-952 от 29 октября 1974г. Составитель В.В. Маклаков. М: Бек; 2001

[26] [26] Чиркин В.Е. Конституционное Право зарубежных стран. Основы конституционного права Великобритании. Стр.39 3. М: Юристъ.2001

[27] К.Маркс. «К критике политической экономики» Цитируется по: История Востока Том 1стр 30. Л.С.Васильев, М: Высшая Школа; 2001

[28] К слову, самое удивительное, это отношение американских юристов к своей конституции. Конституция морально устарела сто лет назад, но общепризнанно, что «сейчас, не собрать комиссию, столь же компетентную как Филадельфийский конвент». Весьма двусмысленное высказывание.

[29] Тут, вполне уместно вспомнить, об относительно недавнем, появлении экономических теорий отстаивающих вмешательство государства в экономику. Недавняя теория становится практикой, когда современные, демократические государства все сильнее вмешиваются в управление экономикой, в чем то, даже ограничивая ее. Государственный сектор экономики, в РФ сейчас весьма высок. Что вполне позволяет сравнить и теперешний способ в РФ производства с «азиатским». Даже более, имеют место случаи, когда крупные естественные монополии, начинали процесс «разакционирования» приобретенных, в свое время приватизированных, предприятий. То до чего только в веке 20 начал доходить «запад», уже давно имело место на «востоке».

[30] Огромный, еще не осознанный пласт культуры имеющий восточные корни заключен в России. Совершенно не имеющий к теме пример: Когда, первая миссия иезуитов в Китае ,стала слать в Европу, доклады с описанием быта китайцев, в Европе поднялся жуткий спор ,стоит ли считать оставление на могиле родственников еды, идолопоклонством, и стоит ли разрешать крещенным китайцам так поступать? Конечно, незначительная деталь, но вспомним, не имеет ли подобный обычай и в ортодоксальной России? И сколько иных, подобных традиционных точек соприкосновения…

[31] Статья 107 Конституции РФ, уже дважды была предметом разбирательства в Конституционном суде РФ, и дважды Конституционный Суд, выносил решения если не в пользу усиления президентской власти, то несомненно усложняя процесс преодоления президентского вето - нижней палатой парламента (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995г; и Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996г см. приложение).

Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства и каково их строение; - какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; - как стоятся отношения между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские. Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии: 1. Власть передается по наследству; 2. Власть бессрочна; 3. Власть не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция ). Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, и сохраняется сегодня почти в трети стран мира. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов – дуалистические и Парламентарные. Характерной особенности дуалистической монархии является формальное юридическое разделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед Парламентом. Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок. Признаки республики: 1. Выборность власти; 2. Срочность; 3. Зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются на Президентские, Парламентские и смешанные. В Президентских республиках (США, Бразилия, Сирия ) именно Президент выполняет эту роль. В Парламентских (Германия, Италия, Индия ) – Парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша ) – совместно Президент и Парламент. В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. 
 
Особыми разновидностями демократического режима выступают: либерально- демократические и консервативно-демократические режимы. Первые характеризуются, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод. Консервативно- демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция не допускается. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно- властные структуры (органы государства). Форма национально-государственного устройства и административно- территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи. В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Нормативно-правовые акты 1.1. Конституция Российской Федерации – М., 2003. 61с 2. Литература 2.1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М., 1994. 377с 2.2 Теория государства и права. / Под ред. А.Б.Венгеров - М.; Юрист, 1994. 71с 2.3 Теория государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко - М.; Теис, 1996. 475с 2.4. Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001. 287с 2.5 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства – С-Пб., 1971. 268с 
 
Министерство образования Российской Федерации Филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 По дисциплине: Теория государства и права. Тема: Форма правления и формы государственного устройства: понятие и виды. Выполнила студентка I курса факультета заочного отделения специальности: Юриспруденция Лицис Елена Анатольевна Проверил: Корчагина И.Н. г. Петропавловск-Камчатский 2003 Содержание Введение . 3Глава 1. Понятие формы государства . . 4Глава 2. Форма правления 5Глава 3. Форма государственного устройства . 7Глава 4. Государственный (политический) режим. . 11Заключение . . 14Библиография . . 15 ВВЕДЕНИЕ Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства". В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально- государственного и административно-территориального устройства, политический режим. Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткой теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества. Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядочивающего невероятное множество самых разнообразных форм, а познание исторически существовавших государств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Все это поможет нам усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях, отражающих особые свойства государства и права. Понятие и формы государства. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Содержание работы

1.Форма государства дореволюционной  России 
1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века 
1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти 
2.Советское государство и его форма. 
2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления. 
2.2.Особенности формы правления советского государства. 
3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства. 
3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года. 
3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года. 
Заключение.

Форма правления в России, государственное устройство и политический режим

Форма правления в Российском государств»

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России