Формы права - понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в детальном изучении понятия и видов форм права. Цель исследования обусловила постановку и необходимость выполнения следующих задач:
- рассмотреть основные подходы к понятию «форма права»;
- изучить внутреннюю форму права;

Содержание работы

Введение
Глава I. Основные подходы к понятию «форма права»
§1. Общая характеристика «узкого» и «широкого» подходов к понятию формы права
§2. Виды форм права
Глава II. Внутренняя форма права
§1. Система права и ее элементы
§2. Отрасли права
Глава III. Внешняя форма права
§1. Понятие источника права
§2. Виды источников права
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы

Файлы: 1 файл

Формы права - понятие и виды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Разностороннее изучение понятия и содержания форм и источников права, а также характера их взаимоотношений недвусмысленно свидетельствуют о том, что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то же время в других отношениях они значительно отличаются друг от друга и их не следует считать тождественными.

Совпадение формы и источника  права имеет место тогда, когда  речь идет о вторичных, формально-юридических  источниках права. Которые нередко  именуются в литературе просто формальными источниками права. Тем самым подчеркивается помимо всего прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник - на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы, предопределяющие данную форму права и ее содержание.

Что же касается первичных источников права, рассматриваемых самих по себе, в виде материальных, социальных и иных факторов, оказывающих постоянное влияние и предопределяющих процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь совпадения источников права с формами права нет и не может быть. Одна из причин этого заключается в том, что названные феномены находятся на разных уровнях и «обслуживают» разные сферы. Материальные, социальные и иные источники - факторы воздействия на процессы правообразования, правотворчества и законотворчества - относятся к соответствующим материальным и иным реальным сферам жизни. Формы же права, равно как и само право в целом, неизменно ассоциируются с юридическими (формально-юридическими) сферами жизни общества, а точнее, с юридическими аспектами материальной, социальной и других реальных сфер жизни общества7.

На основании изложенного можно  сделать вывод о том, что при совпадении понятий формы и источника права обозначающие их термины следует признавать идентичными по своему смысловому значению и содержанию, взаимозаменяемыми. Во всех других случаях подобная взаимозаменяемость данных терминов в силу неадекватности рассматриваемых явлений и отражающих их понятий исключается.

Однако в учебной, а нередко  и в научной юридической литературе различные смысловые оттенки терминов «источник права» и «форма права» не принимаются во внимание и эти понятия почти во всех случаях используются как идентичные. Одна из причин кроется в том, что при таком подходе отдается определенная дань сложившейся в сфере познания форм и источников права своеобразной традиции ретроградности, нежелание меняться в лучшею сторону, приобретать большею юридическую грамотность. Но существования других точек зрения и подходов не исключается.

 

 

§2. Виды форм права

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой  устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Следует иметь в виду, что государство  не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества  политических, экономических, культурных и иных фактов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.

Выделяют четыре основных формы  права8:

  1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
  2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития;
  3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);
  4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года).

Терминологические споры  отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого. По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Поэтому под формой права следует понимать организацию его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а вторая - со всеми правовыми явлениями в целом9.

Форма права в идеале характеризуется  рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете  должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они  отличаются от актов применения права  и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, «привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.

Но в реальной практике часто  встречаются смешанные акты, когда  в них включены одновременно и  нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся  на виды. Один из главных признаков  дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или  другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных  актов - по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные  государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

Понятия «форма права» и «источник  права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник права определяется в  юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.10

Содержание и форма права  не являются результатом произвольного  конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

В правоведении различают следующие  виды источников права:

  • источник права в материальном смысле;
  • источник права в идеальном смысле;
  • источник права в специальном юридическом смысле.

Материальные источники  коренятся, прежде всего, в системе  объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.11 Таким образом, источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и т.п.

Однако общественные потребности  должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник – есть собственно форма права.

Названные три источника лишь в  самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства. Одни из них находятся вне правовой системы, другие – внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется12.

Различаются внутренняя и внешняя  формы права. Причем чаще всего под  внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.

Содержание права внутренне  организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.

Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права  далеко не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно - правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре.

Внутренняя и внешняя формы  права будет рассмотрена в  следующих главах данной курсовой работы.

 

Глава II. Внутренняя форма права

 

§1. Система  права и ее элементы

Под внутренней формой права  понимают такую организацию его  собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его  изнутри13. Обе (внутренняя и внешняя) формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны. Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям национальных правовых систем.

По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами.

Если институт права являет собой  систему отдельных юридических  норм, сплоченных однородностью объекта  и оснований возникновения регулируемых отношений, то отрасль - систему институтов и норм, сцементированных качественной близостью различных признаков регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область) жизнедеятельности общества.

В любом современном обществе действует  множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные  общественные отношения. Безусловно, все это огромное «нормативное хозяйство» находится в определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

Под системой понимается сложноорганизованые  целые, включающие отдельные элементы, объединенные разнообразными связями  и взаимоотношениями.

Элемент - это составная часть  сложного целого. Следовательно система предполагает внутренне строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам. Под системой права в теории права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Информация о работе Формы права - понятие и виды