Формы государственного устройства. Взгляды различных ученых на природу и отличия существующих форм государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Для достижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытие её роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организация» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам). Посредством такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также и возможность нового подхода к традиционным, «старым» вопросам науки.

Содержание работы

Введение
Понятие, значение и особенности форм государства
Особенности форм правления и их виды
Форма правления современных государств
Форма государственного устройства
Политический (государственный) режим: понятие, виды
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

правоведение кр №1.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеративное государство (федерация)– сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы–законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов–федерации в целом и её субъектов–вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Федерация является менее распространённой по отношению к унитарному государству, но не по отношению к другим формам государственного устройства.

Федерализм отличает от других прежде всего то. Что любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет своё собственное административно–территориальное деление; имеет наряду с федеративными собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы; имеет свою конституцию и текущее законодательство; может иметь собственные воинские формирования и гражданство.

К числу основополагающих принципов образования и функционирования федеративной системы, с позиций которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую федерацию, относятся следующие:

  • добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;
  • равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.;
  • плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами; возможность активного и беспрепятственного участия граждан в федеральных и региональных политических процессах;
  • строгое и неуклонное соблюдение федерацией и её субъектами, федеративными и иными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и другими общественно–политическими органами и организациями.

В настоящее время в мире существуют 28 федеративных государства. Шесть федераций находятся в Европе (Австрийская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация, Федерация Боснии и Герцеговины, Королевство Бельгия); шесть – в Азии (Исламская Республика Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Республика Индия, Республика Ирак, Федеративная Демократическая Республика Непал); семь на Американском континенте (Аргентинская Республика, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединённые Штаты, Соединённые Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Федерация Сент-Китс и Невис); шесть – в Африке (Судан, Союз Коморы, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративная Республика Нигерия, Южный Судан, Сомали); три – в Австралии и Океании (Австралийский Союз, Федеративные Штаты Микронезии, Палау).

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (военных, экономических и др.)

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например. Штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства–США. А созданная в 1952 году конфедерация Египта и Сирии (Объединённая Арабская Республика) распалась.

Конфедерация представляет собой такую форму объединения (союза) государств, при которой образующие этот союз государства полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединённые органы. Последние функционируют в строго определённом порядке и преследует строго определённые цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально–юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются в СНГ. В качестве конфедерации нередко рассматривается и Европейский союз.

 

2.3 Политический (государственный) режим: понятие, виды

республиканский правление политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.

Политический режим–это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве. Прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.

Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:

  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
  • принципы взаимоотношения общества и власти;
  • мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших и т.д.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом (либеральный) или антидемократизмом (авторитарный).

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Характерными признаками демократического режима являются:

  • конституционное провозглашение и осуществление социально–экономических и политических прав граждан и их организаций;
  • существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности, разделения властей и др.

Авторитарный режим характеризуется отсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных

партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточением властных полномочий в руках главы государства и правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличии от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально–политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

Логически завершённой и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. В 30–40 годы двадцатого века фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированы буржуазно–демократические права и свободы, уничтожены все или почти все оппозиционные организации и учреждения.

Фашистские режимы–показатель резкого обострения социально–классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечивать своё господство, опираясь лишь на либеральные демократические методы, и вынуждена под трахом утраты государственной власти прибегать к использованию террористических методов. Социальная база фашизма создаётся в основном за счёт мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоёв рабочего класса, крестьянства. Когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

 

Заключение

 

Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим) хоть и различны, но всё же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно–исторических условий развития, классовая борьба может развёртываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряжённой борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развёртывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде других стран Арабского Востока. В определённых случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на её активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства.

Это противоречие решается в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.

С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определённое содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс её постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

 

Список используемой литературы

 

  1. Издательская группа НОРМА – ИНФРА М «Теория государства и права». Москва, 1998 год.
  2. Малько А.В. «Теория государства и права». Москва, 2001 год.
  3. Марченко М.Н. «Теория государства и права». Москва, 2002 год.
  4. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». Москва, 1993 год.

 

 

 

 


Информация о работе Формы государственного устройства. Взгляды различных ученых на природу и отличия существующих форм государственного устройства