Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
o федерация;
o унитарное государство;
o конфедерация.

Файлы: 1 файл

Форма государственного устройства.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

  Форма государственного устройства -национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

-из каких частей состоит внутренняя структура государства;

-каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения  их органов;

-как строятся отношения  между центральными и местными  государственными органами;

-в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на территории данного государства.

 

 

Форма государственного устройства определяет организацию территории государства, систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти. В каждой стране она зависит от целого ряда исторических, географических, социальных, национальных и других условий. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарные государства, федерация и конфедерация Унитарными являются государства, административно-территориальные единицы которых не обладают признаками государственности, суверенитета. Такие государства имеют единую Конституцию, единую правовую и судебную системы, единую систему высших органов власти, единое гражданство. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства разделяют на децентрализованные и централизованные. Унитарные децентрализованные государства состоят из административных и национальных автономий с собственными органами власти (Италия, Испания, Великобритания Дания, Финляндия). Централизованные унитарные государства могут не иметь выборных органов власти на уровне административно-территориальных единиц, афункции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы (отдельные страны Африки и Азии). Могут иметь местные выборные органы, но они контролируются органами центральной власти (Франция, Турция, Япония). Украина, согласно Конституции – сложное унитарное государство с одним автономным образованием (республика Крым). Федеративными являются союзные государства, территориальные части которых в той или иной степени обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федераций (штат, земля, кантон, республика и т.д.) имеют право принимать свою конституцию и законы, иметь органы законодательной, исполнительной и судебной власти, вводить свое гражданство. Взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации регулируются общегосударственной (союзной) Конституцией.

Федерации формируются как на территориально-административной основе (США),так и национально-территориальной (бывший СССР, Российская федерация)

Конфедерация. – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения каких-либо конкретных проблем (военных, экономических, политических). Это неустойчивая форма государственности, она либо преобразуется в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 г.г.), Швейцарии (1791-1848 г.г.), Германии (1815-1867 г.г.), Сенегамбии (1982-1989г.г.), которая распалась на Сенегал и Гамбию.

Чертами конфедерации обладает Европейский Союз, который в 1993 г. объединил 15 стран Западной Европы. Члены союза на добровольной основе делегировали часть своих полномочий совместным органам (Европейский парламент, Суд ЕС, Совет Министров ЕС) и др. 
 
Читать полностью:http://all-politologija.ru/ru/forma-gosudarstvennogo-ustrojstva

 

 

 

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

    • федерация;
    • унитарное государство;
    • конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.

В качестве субъектов федерации могут выступать:

— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);

— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:

— народ в целом:

— субъекты федерации.

Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.

Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.

Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.

В качестве основных признаков федерации выделяют:

1. Распределение  полномочий между центром и  субъектами федерации и его  закрепление в конституции государства.

Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:

— компетенция центральных органов;

— компетенция субъектов федерации;

— область совместной компетенции.

2. Наличие у субъектов  федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и  судебных органов, а часто и  двойного гражданства.

Кроме этого:

1. Субъекты федерации  не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

2. Субъекты федерации  не обладают правом одностороннего  выхода из состава федерации (поскольку  выход одного или нескольких  субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).

3. Центральные органы  федерации имеют право вмешиваться  во внутренние дела субъектов  федерации.

Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.

В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.

Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:

1. Ее члены полностью  сохраняют государственный суверенитет.

2. В компетенцию  конфедеративных органов передаются  лишь некоторые вопросы, чаще  всего в области обороны, внешней  политики, транспорта и связи.

3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

 


Информация о работе Формы государственного устройства