Формы государственного правления. Понятия и виды. Формы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Основные признаки монархической формы управления:
Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
Наследственный порядок преемственности верховной власти;
Юридическая безответственность монарха;

Файлы: 1 файл

К-р теория государства и права.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

1.Формы государственного правления. Понятия и виды. Формы современной России.

      Формы государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Различают две формы правления:


 

Монархия

Форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика

Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемые населением на определенный срок.


 

Основные признаки монархической формы управления:

  1. Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  2. Наследственный порядок преемственности верховной власти;
  3. Юридическая безответственность монарха;

Монархия возникла  в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственной власти.

Монархия


 

 

Абсолютная

монархия

Верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком является отсутствие, каких- либо государственных органов,  ограничивающих компетенцию монарха.

При такой  монархии была Россия в XVII- XVIII и Франция до революции 1789года.

Конституционная монархия

Власть монарха значительно ограничена представительным органом. Ограничение определяется конституцией, которую утверждает парламент. Монарх не вправе изменять конституцию.


 

Конституционная монархия


 

Парламентская монархия

Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, получивший наибольшее число депутатских мест становится главой государства. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха отсутствует и является символической. Правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписывают монархом.

Такая форма правления в Великобритании, Бельгии, Дании и др.

 

Дуалистическая монархия

Государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх выражает интересы феодалов, а парламент буржуазию и другие слои населения.

Такая форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), а сейчас в Марокко.


 

Основные признаки республиканской формы правления:

  1. Существование  единоличного или коллегиального главы государства.
  2. Выборность на определенный срок главы государства и других  верховных органов государственной власти.
  3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.
  4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.
  5. Обязательность решений верховной государственной власти.

 

Республика


 

Парламентская республика

Современная  форма государственного правления, при которой главная  роль принадлежит парламенту. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентской обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующем  вооруженными силами. Главной  функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку разрабатывает и принимает государственный бюджет, социально и экономически развивает страну, обеспечивает демократизм общественной жизни.

К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Австрию, Швейцарию, Ирландию, Индию.

Президентская республика

Современная  форма государственного правления, которая наряду с парламентом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики: Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. Более широкие, чем в парламентской республике полномочия главы государства. Глава государства наделен важными полномочиями: является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное и военное положение, утверждает законы путем их подписания, участвует в формировании кабинета и совета министров.

Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих, в современных президентских республиках способствует ,возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Смешанная республика

Разновидность республиканской формы правления.

В государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Правительство же несет ответственность  одновременно перед президентом и парламентом страны


 

 
   По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). 
Согласно Конституции РФ, носителем и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). 
В юридической литературе относительно формы правления в современной России существуют две точки зрения, два подхода к решению этого вопроса. Согласно одной авторской позиции, Российская Федерация по ряду существенных показателей – президентская республика, поскольку президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать важнейшие сферы государственной жизни. 
Согласно второму подходу, Россия может быть охарактеризована как смешанная республика (полупрезидентская), т.е. сочетает черты парламентской и президентской власти. 
В подтверждение этого вывода называются следующие отличительные черты формы правления в современной России: 
- сильная президентская власть; 
- наличие парламента – высшего законодательного (представительного) органа государственной власти; 
- наличие правительства как высшего органа исполнительной власти; 
- возможность отставки правительства парламентом; 
- возможность роспуска президентом нижней палаты парламента; 
- Президент РФ избирается всеобщим голосованием; 
- Президент РФ действует независимо от правительства и парламента. 
Вместе с тем существенно то, что президент выборный глава государства в стране с республиканской формой правления.       

 

2.Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком

Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих социальных норм.

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Особенности правопорядка:

  1. Запланирован в нормах права;
  2. Возникает в результате реализации норм права;
  3. Обеспечивается государством;
  4. Создает условия для организованности общественных отношений, создает условия для такой жизни, делает человека более свободным;
  5. Выступает итогом законности.

Соотношение правопорядка с общественным порядком:

  1. Они не совпадают по своему происхождению, Общественный порядок  возникает вместе со становлением общества, Правопорядок - когда возникает право, публичная власть, государство;
  2. Разная нормативная основа: Правопорядок основывается на праве, Общественный порядок – на соблюдении всех социальных норм;
  3. По-разному обеспечиваются: Правопорядок – особым аппаратом принуждения, Общественный порядок  – общественным мнением, негосударственными средствами воздействия;
  4. При их нарушении возникают разные последствия: Правопорядок  – применяются юридические санкции, Общественный порядок  – меры морального характера;
  5. Общественный порядок шире по объему, содержанию, элементному составу шире Правопорядок.

3. По завещанию гражданин Котов получил в наследство 2-х комнатную квартиру, которую впоследствии подарил своему сыну. Какие юридические факты имеют здесь действия?

Завещание является единственным способом распоряжения своим имуществом при жизни на случай смерти. Наследование по завещанию представляет собой предусмотренный законом порядок правопреемства в случае смерти завещателя. Наследственное право регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Завещание- это документ о распределении материальных ценностей наследодателя между наследниками на случай смерти. Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. 
существует  3 факта - юридический факт смерти завещателя ,юридический факт наследования по завещанию и юридический факт дарения.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
1. Нормативные правовые акты 
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993г. //СПС «Консультант Плюс» 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994г. в редакции от 26.06.2007г. //СПС «Консультант Плюс» 
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая от 18.12.2006 в редакции от 24.02.2010 г. //СПС «Консультант Плюс» 
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г., в ред. от 17.06.2010) //СПС «Консультант Плюс» 
2. Специальная литература 
1.Теория государства и права: Учебник для вузов / под редакцией В.В. Лазарева Изд-во Право иЗакон, 1996. – 424 с.  
2. Храпанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов/ Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество»,1993 – 344 с. 
3. Клепецкий И.А. Теория государства и права. Курс лекций: учебное пособие для вузов /И.А. Клепецкий.-М.: ООО «Инфра-М», 2003 – 392 с.

 

 

                                                             


Информация о работе Формы государственного правления. Понятия и виды. Формы современной России