Форма государственного устройства: понятие, основные разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Содержание работы

Введение 3
1.Форма государственного устройства 5
2.Понятие и характеристика унитарного государства 9
3.Современные черты унитарного государства 11
4.Унитарные государства в современном мире 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Теория гос. и права. .docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное деление унитарной страны может прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное отражение или о нем может вовсе не идти речь в конституции. Так, в конституции Испании содержится целый раздел «О территориальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ.

В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.).

В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что административное деление страны производится, исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123-132). В Конституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления ( ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции закрепляет статус автономных областей и организацию местной власти10.

Примерами простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша.

Административно-территориальное устройство Индонезии включает 27 провинций и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе провинций находятся назначаемые Президентом губернаторы и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включаются и ряд крупных городов, возглавляемые мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назначаемым правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами.

Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа - на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентом губернатор - представитель исполнительной власти страны, который в провинции возглавляет ее административный орган - исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в стране имеется и система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами - народными советами провинций, районов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит государственному управлению11.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Её политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления12. 

Заключение

 

Исторически сложились три  формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

   Однако существуют  и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

 Унитаризм исторически по сравнению с феодальным  дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2013.

  1. Берк Э.С. Размышления о революции во Франции. – М, 2010г. –325с.

  1. Венгеров А. Б. Теория государства  и права: учебник.-  М.: Юриспруденция, 2009 г. –195с.

  1. Марченко М.Н.Общая теория государства и права. Академический курс. – М.,2011 г. –342с.

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.:Юристъ, 2009. – 569с.
  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 2008 г. –174с.

  1. Панарин А. С. Политология:  учебник.-  М.: Юриспруденция, 2009 г. –47с.

  1. Спиридов Л.И. Теория государства  и права: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2012 г. –267с.

  1. Сырых В. М. Теория государства  и права: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2008 г. –114с.

  1. Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий  // Государство и право, 2013 г. –438с.

  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2009 г. –138с.

  1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. -  М.: Наука, 2011 г. –351с.

 

 

 

1 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2013.

 

2 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. -  М.: Наука, 2011 г. –351с.

 

3 Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий  // Государство и право, 2013 г. –438с.

 

4 Берк Э.С. Размышления о революции во Франции. – М, 2010г. –325с.

 

5 Сырых В. М. Теория государства  и права: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2008 г. –114с.

 

6 Спиридов Л. И. Теория государства  и права: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 2012 г. –267с.

 

7 Панарин А. С. Политология:  учебник.-  М.: Юриспруденция, 2009 г. –47с.

 

8 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2009 г. –138с.

 

9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.:Юристъ, 2009. – 569с.

 

10 Марченко М.Н.Общая теория государства и права. Академический курс. – М.,2011 г. –342с.

 

11 Венгеров А. Б. Теория государства  и права: учебник.-  М.: Юриспруденция, 2009 г. –195с.

 

12 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 2008 г. –174с.

 


Информация о работе Форма государственного устройства: понятие, основные разновидности