Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает их.
Теория, утверждающая власть государства через согласие граждан на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека отражают основы возникновения и функционирования государства. Признаки государства, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Содержание работы

Стр.
Введение 2
Форма правления: понятие и виды 9
Форма государственного устройства: понятие и виды 17
Государственный (политический) режим: общая характеристика 25
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая ФОРМА ГОСУДАРСТВА.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные  государства. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Такая форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий - Тибет, Гонконг), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика). Такое унитарное государство, получило название «регионалистское».

Права по самоуправлению у автономных образований несколько  шире, чем у населения обычных  административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий  допускается только в пределах, установленных  центральной властью. В унитарном  государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы. Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Федеративное государство  характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти, и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации  являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими  органами государственной власти аналогичные  органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.

Исходными принципами федерализма можно считать:

1. Отсутствие реального  суверенитета (есть только его  признаки) у субъектов федерации  и отсутствие права на одностороннее  изменение статуса субъекта федерации.

2. Разграничение на  конституционном и договорном  уровнях предметов ведения между  федерацией и ее субъектами  и возможностей их изменения.

3. Верховенство федерального  законодательства над законодательством  субъектов федерации.

4. Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

5. Равноправие субъектов  федерации.

6. Территориальный подход  к строительству федерации.

7. Принцип системности,  в котором важнейшую роль играет  необходимость сохранения государственной целостности (единая форма государственного правления, политического и государственного режима). Сохранение или разрушение системных связей с субъектами федерации напрямую связано с вопросами обеспечения безопасности такого государства (экономической, политической, военной, экологической, геополитической).

Выделяют различные  виды федераций:

- дуалистические федерации,  основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной  координации их деятельности;

- национально-территориальные федерации;

- договорно-конституционные  федерации;

- симметричные федерации;

- асимметричные федерации,  т.е. в которых не соблюдается  принцип равенства субъектов  федерации.

Основной проблемой  любой федерации является разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Сфера деятельности и компетенции, как федеральных органов, так и субъектов федерации по управлению экономикой, бюджетом, социальной сферой и другими вопросами должна, прежде всего, соответствовать требованиям, установленным федеральной конституцией. Реализация однотипных полномочий совместного ведения в разных регионах, национально-государственных и территориальных образованиях требует учета местных особенностей. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.

Конфедерация представляет собой союз нескольких самостоятельных  государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза прежде всего преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в  конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей  создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система  права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Конфедерацию можно характеризовать следующими чертами:

- конфедерация не имеет  своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов;

- создаются координационные  органы для ведения общих дел;

- для вступления в  юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

- правовой основой  является договор между участниками;

- имеет не единую  территорию, а совокупность территорий  входящих в нее государств;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- общими источниками  финансовых средств являются  взносы членов конфедерации;

- сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе;

- государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерации в основном носит временный характер, они либо распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 г. была законодательно утверждена конфедерация; Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.; созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет - Сирия). С 1982 по 1988 гг. конфедерацией считался союз между Гамбией и Сенегалом.

 На сегодняшний  день конфедераций так таковых  не существуют, но есть союзы,  обладающие определенными признаками  конфедерации (Европейский союз). Выделяют и такое содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.

Истории известна также  такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX века. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Известны и другие формы объединения государств - протекторат и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате можно говорить только в прошедшем времени.

Уния - союз, соединение или  объединение государств. К этой форме  сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает  при непреднамеренном совпадении независимых  друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро-Венгерский союз).

 

4. Государственный (политический) режим: общая характеристика.

Политический режим  представляет собой совокупность методов  и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.

Тип политического режима определяется соотношением действующих  в государстве политических сил  и отражает объективную характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.

Государственный режим  характеризуется правовыми или  неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия - народовластие - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима:

- широкий круг прав  и свобод личности, их конституционные гарантии;

- наличие у властных  органов мандата народа;

- наличие рыночной, саморегулирующейся  экономики;

- многообразие форм  собственности;

- свобода экономической  и предпринимательской деятельности;

- верховенство права,  независимость правосудия (суда);

- принцип разделения  властей;

- идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том  числе многопартийность;

- принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти. История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективным началам в организации политической и экономической жизни. Он обусловливается прежде всего товарно-денежной рыночной организацией экономики. Экономическую основу либерализма составляет частная собственность.

Информация о работе Форма государства